search
main
0

Прямая речь

Прагматичность современного мира, стремление жить «красиво» и зарабатывать любой ценой как можно больше денег охватывает, к сожалению, все большее число не только взрослых, но и детей. Нынешние подростки мечтают не об открытиях и интересной работе, а об образе жизни, пропагандируемом глянцевыми журналами и Голливудом. Таким образом размываются нравственные ориентиры. Родителям старшеклассников часто не хватает времени контролировать их стремления, так как они вынуждены в реалиях нашей жизни ежедневно зарабатывать на хлеб насущный. Кроме того, для взрослых ребят они, как правило, теряют свой авторитет. Школа остается единственным местом, где взрослеющего человека можно нравственно правильно сориентировать… Что же в современной школе может удержать старшеклассника от внешне красивого, но по сути аморального образа жизни? Совместное стремление к чему-то другому, светлому. Но прежде надо завладеть душой ребенка.

Первоочередная задача педагога, на мой взгляд, в том, чтобы подросток поверил в свои силы и возможности. Делать это можно абсолютно на всех уроках независимо от предмета. Даже на математике. Дайте взрослому подростку такое задание, с которым он справится, – традиционное или творческое, внеклассное. Похвалите не раз и не два за то, что он выполняет задания! В книге моего друга Евгения Ямбурга (доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования, директора центра образования №109 города Москвы) «Управление развитием адаптивной школы», которую я часто перечитываю, есть такая строчка: «необходимо как можно чаще не ругать, а хвалить ребенка, и хвалить его нужно не менее десяти раз в день» – независимо от того, какого он возраста! Если подросток совершает неадекватные поступки – значит он одинок. Это альфа и омега психологии. Привлечь к нему положительные эмоции одноклассников, создать комфортные условия внутри школьного коллектива – вторая задача педагога. Когда это удается, человек преображается. А коль скоро он преобразился, значит, вам удалось взять его душу в свои добрые, теплые руки. Теперь вкладывайте в нее красивые человеческие черты, формируйте лучшие качества.

Понимаю, бороться за душу молодого человека школе ой как трудно! Ему нужны образцы, которым он хотел бы подражать. Чаще всего подросток «общается» с телевизором… Герои модных западных фильмов употребляют ненормативную лексику, строят свои взаимоотношения на изломе, надрыве и легко расправляются с человеческой жизнью. Кого же противопоставить этаким суперменам? Толстовского князя Андрея и Наташу Ростову? Прежде на уроки литературы в старших классах отводилось шесть часов в неделю, теперь – три. «Войну и мир» раньше читали полностью, теперь оставили «для изучения» несколько семейных и батальных сцен. Из «Преступления и наказания» Достоевского обзором «проходят» две главы. В 1980-х старшеклассницы подходили ко мне после уроков, стесняясь, с вопросом: «А так уж не права ли была Наташа Ростова, что увлеклась Анатолем Курагиным? Ведь она полюбила…» Теперь не подходят. Они не рассуждают, права ли была Наташа Ростова, ведь они так и не узнали ее…

Если случится хотя бы один урок в жизни подростка, на котором прозвучат тихая музыка или проникновенные стихи, вдруг что-то коснется бережно души, и появится нечаянная слеза не о себе… Быть может, будущее такого человека сложится по-другому…

Любовь ПАВЛОВА, директор школы, дер. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте