Москва – уникальное место на российской карте образования. Огромное количество музеев, театров, научных и исследовательских институтов как дополнительных образовательных возможностей, с одной стороны, и высочайший интеллектуальный потенциал московских семей, с другой, диктуют особые требования к качеству столичного образования.
Но при таких имеющихся внешних ресурсах в Москве велико количество школ, в которых собственные ресурсы крайне ограниченны. Разница между верхним и нижним порогом бюджетного финансирования иногда достигает двукратного размера. Безусловно, при таком разрыве в бюджетах не может быть одинаковых требований к качеству образования. Создание единого московского стандарта качества образования – одна из важнейших государственных задач, которую нам предстоит решить в среднесрочной перспективе. И в качестве первого шага для решения этой задачи был инициирован пилотный проект по развитию общего образования, в котором с 1 апреля 2011 года участвуют 125 школ, к которому с 1 июля присоединились еще 134 школы.
Ключевая составляющая пилотного проекта – существенное увеличение норматива финансирования, по некоторым школам оно приводит к росту их бюджета до 40%. В конечном счете реализация проекта позволит обеспечить полноценный стандарт финансирования и создать равные условия реализации образовательного процесса во всех школах столицы.
Повышение оплаты труда и как следствие мотивация педагогов к более высокому уровню преподавания – один из основных показателей проекта. Только в 2012 году увеличение фонда оплаты труда московских школ за счет новой системы финансирования составит 15 миллиардов рублей. При этом новая система оплаты труда предусматривает прозрачность распределения финансовых средств в зависимости от конкретных результатов работы каждого сотрудника школы.
Однако изменения, связанные с реализацией пилотного проекта, лежат не только и не столько в финансовой плоскости. Это в первую очередь изменения психологического характера, они предполагают качественное изменение управленческих подходов и механизмов от директив к самостоятельности. Повышение самостоятельности влечет за собой принципиально новую управленческую функцию директора. К привычному управлению учебным и учебно-воспитательным процессом добавляется и становится крайне важным управление ресурсами. При этом педагогический коллектив получает не только свободу, но и обязанность самым непосредственным образом участвовать в принятии решений по всем направлениям деятельности учреждения и требовать от своего руководителя, а тот в свою очередь от Департамента образования, создания максимально эффективных условий работы. Но самостоятельность влечет за собой ответственность за последствия и результаты, поэтому каждое решение должно быть коллегиально, прозрачно, обоснованно и, что очень важно, юридически грамотно оформлено.
Важнейшие принципы, заложенные в основу реализации проекта, – это принципы прозрачности контроля качества и информационной открытости. Мы должны привлекать родительскую и ученическую общественность к решениям, касающимся деятельности школы, и дать возможность москвичам участвовать вместе с нами в улучшении системы образования. Ведь конечная наша задача – отвечать требованиям и ожиданиям московских семей.
Любые изменения в сфере образования должны быть направлены на достижение педагогических целей, во главе угла работы образовательных учреждений должно стоять только одно – интересы ребенка. Пилотный проект – фундамент для рационального, справедливого и прозрачного распределения финансового ресурса, предоставление свободы коллективам в самостоятельном выборе пути развития своего учреждения, опираясь на потребности и ожидания родителей, это персональная ответственность каждого за результаты своей работы. В конечном счете это основа для создания московского стандарта качества образования.
Комментарии