search
main
0

Проживая сказку

Музыкальный английский

Возраст ребят, на которых рассчитана программа «Музыкальный английский», по которой я работаю, 5-8 лет, но интересна она может быть любому. Ведь нам помогает сказка, которую возможно использовать в процессе работы над учебным материалом.

Одним из критериев выбора сказочного материала является наличие песен и музыки в сказках, но сегодня речь пойдет не только и не столько об этом. Мы, учителя иностранных языков, часто жалуемся на дефицит учебного времени. И это естественно при обучении любому языку. Возникает вопрос: за счет чего можно усилить эффект от занятий и сохранить его на более длительный срок? Мой ответ: задействовать во время урока максимально возможные и адекватные возрасту учащихся и содержанию урока средства и приемы. В арсенале у каждого преподавателя есть то, что помогает ему решить его педагогические задачи. Музыка, песни, рифмовки, скороговорки, жесты, мимика, движение, актерская игра – все это как раз и позволяет легко и непринужденно вводить, тренировать, закреплять учебный материал и даже его контролировать.

Так как сказка (история, сценка, ситуация, диалог) – это и есть та языковая среда, где уместно использовать все вышеперечисленное, появление ее на моих занятиях возникло естественным образом. Программа «Музыкальный английский» рассчитана на три года обучения, и помимо огромного песенного материала и небольших ситуативных сценок хотелось бы выделить основные сказки, с которыми нам хорошо работается, а также остановиться на критериях, которыми я руководствуюсь при выборе сказочного материала.

Привожу их в том порядке, в котором они используются у нас, и сразу выделю те темы, которые перекликаются с нашей программой:

1. Brown Bear, Brown Bear, What Do You See? (животные, цвета).

2. Old MacDonald’s Farm (животные, фразы этикетного характера).

3. Three Billy Goats (члены семьи, еда).

4. Goldilocks and the Three Bears (названия комнат, еда, прилагательные).

5. A Wolf and His Colours (дни недели, цвета).

Помимо этих тем каждая сказка наполнена фразами, конструкциями и, безусловно, имеет смысл и чему-то учит подрастающее поколение.

Приведу критерии выбора сказок, которые считаю важными:

– необходимый лексический и грамматический материал;

– интересный, интригующий и/или смешной сюжет;

– частотность повторяющихся фраз;

– наличие хорошего песенного материала;

– возможности использования сказки в группе.

Остановлюсь подробно на последнем пункте, ведь именно он отражает основную особенность использования сказки на моих занятиях. Как обычно используют сказку на уроках? Ее слушают, читают, ставят на сцене или показывают на открытых уроках родителям. Все это можно и нужно делать. На наших занятиях мы с ребятами проживаем сказку, практически не используя костюмы и реквизит, не тратим дополнительное от урока время для репетиций и даже не имеем постоянно закрепленных внутри одной сказки ролей. Подготовка к сказке начинается задолго до ее фактического появления. За несколько уроков естественным образом вводятся те фразы, которые потом в сказке уже становятся понятными. С другой стороны, иногда сказка является первым предъявлением новых слов или грамматических явлений.

Работая над сказкой, задействовано может быть любое количество человек. Существуют и отдельные роли, но процесс работы никогда не прекращается из-за отсутствия кого-то из учащихся на уроке, так как каждую роль может исполнить любой человек группы. Работа над сказкой может продолжаться от 2-3 недель (2-3 урока) до 3 месяцев. Параллельно я веду видеозапись, монтирую, и в результате получается некий продукт, которым я с удовольствием делюсь с ребятами и их родителями. Запись также помогает работать над материалом, улучшая его. Две-три минуты просмотра на уроке отснятой сказки еще раз позволяют повторить пройденное, так как ребятам всегда интересно смотреть на себя, видеть, что получается лучше, а над чем еще нужно поработать. Небольшой реквизит, часто придуманный и изготовленный самими детьми и способствующий развитию их творческих способностей, придает особую изюминку нашим сказкам.

Несмотря на то что в каждой группе одного возраста идет работа над одной и той же сказкой, они никогда не получаются совершенно одинаковыми. Это процесс обоюдный, и очень часто на уроке рождается что-то новое, рассказываемая история приобретает иное звучание.

Технология работы со сказкой обычно такая: после предварительного введения основных слов сказки посредством игры, упражнений с использованием жестов, мимики, песен или рифмовок идет просмотр всей сказки или ее части (если сказка большая) и высылается домашнее задание. Оно обычно состоит из просмотренного сюжета и аудиозаписи, где наговаривается английское предложение, его перевод на русский и происходит возврат к первоначальной фразе на английском. Пандемия, которая сделала невозможным проведение очных занятий, позволила активизировать собственные педагогические ресурсы. Так возникла серия небольших видеоуроков, которая дала возможность ребятам продолжить обучение, не выходя из дома, и прорабатывать материал необходимое каждому количество раз.

Считаю очень важным использовать каждую минуту урока, для того чтобы учащийся мог говорить на языке максимальное количество времени, быть постоянно задействованным, именно поэтому часто на стадии тренировки материала мы говорим хором. Иногда, как в сказке про серого волка, которому не нравился свой цвет, где персонаж всего один, мы на стадии тренировки проговариваем фразу «I don’t want to be… (цвет)» необходимое количество раз все вместе, задействуя разные эмоции и жесты. Во время представления каждый из учащихся играет волка, примеряющего определенный цвет, и эта фраза уже не доставляет никаких трудностей. В итоге каждый ребенок может исполнить любую роль и в результате запоминает всю сказку, а не ее отдельную часть.

Мы не ограничиваемся только устной деятельностью. Второй год обучения успешно, на мой взгляд, соединяет работу над сказкой «Goldilocks and The Three Bears» с выполнением заданий в нашей небольшой, состоящей из нескольких страниц, тетради-раскраске, что позволяет нам, основываясь практически только на этом материале, создавать каждый год книги для чтения силами самих детей.

Анализируя на уроке мини-сказки в 3-5 предложений, имеющие повторяющиеся конструкции и пройденные слова, вся группа под моим руководством участвует в рождении одной общей истории, которая потом может трансформироваться в личную сказку ребенка.

В этом году возникла идея предоставить детям возможность озвучить свою сказку и сделать видеокнигу, которую можно будет читать и слушать летом во время каникул. Эта идея обязательно должна воплотиться, так как актерское мастерство и непосредственность юных авторов просто невозможно оставить за кадром.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что, используя максимально эффективно не только учебное время, но и период между занятиями, к концу учебного года можно не только получить сказку, созданную и прожитую совместно с учениками, но и радостные лица счастливых детей, для которых этот год прошел не зря.

Екатерина ГОВОРОВА, педагог дополнительного образования Детского музыкального театра «Домисолька»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте