search
main
0

Прояви себя – это реально! Маршрутный лист организации самоуправления в 5-м классе

Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания, форма управления детским коллективом. Таким образом, самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности педагогов и учащихся.

1-й этап. Изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса1. Акция «Наш кабинет»Цель: изучение уровня социальной активности учащихся и моих возможностей для ее развития.Действия: подготовка кабинета к новому учебному году, экологический десант на закрепленный пришкольный участок.2. Классный час «Какой у нас коллектив?»Цель: знакомство с нормативно-правовой базой, учебным процессом, с правами учеников, определение степени удовлетворения своим коллективом.Действия: пятиклассники должны знать Закон «Об образовании», устав школы, правила для учащихся.Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». По пятибалльной шкале определяется степень удовлетворенности своим классом, его сплоченностью, единством. Выделяются ученики, которые недооценивают или переоценивают уровень развития коллективистских отношений, довольные и недовольные ими.3. Тренинг «Момент славы»Цель: отслеживание, обобщение и корректировка промежуточных результатов, создание атмосферы сотрудничества, доверительного настроя.Действия: за 30 секунд рассказать о себе.Практически все стеснялись сказать о себе что-то личное, оригинальное. Процент активных не очень высок, но есть инициативные, заводилы. С опорой на эту группу и надо все начинать, так как принуждение непродуктивно.2-й этап. Укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы»1. Методика «Круглый стол»Цель: определение направлений дальнейшей работы в организации самоуправления класса.Действия: обсуждение вопросов, связанных с видами деятельности и структурой органов ученического самоуправления: «Ученическое самоуправление. Что это и каким ему быть в классе?»По итогам обсуждения определяется, что такое самоуправление учащихся, какова его структура, а также основные виды деятельности ученического самоуправления.2. Классное собраниеЦель: начало освоения способов организации совместной учебной и неучебной деятельности, создание целостной системы, обеспечивающей формирование и развитие классного самоуправления.Действия: обсуждение вопросов жизнедеятельности класса, принятие соответствующих решений о дальнейшей работе в организации самоуправления класса; включение ребят в процесс активного, творческого осмысления жизни коллектива и роли каждого в нем; выбор открытым голосованием старосты класса и определение сферы приложения своих сил.На доске (или листочках) написаны слова, которые являются знаковыми для определения сферы приложения сил. Например, учеба, редколлегия, спорт, досуг, трудовой десант. Ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе.Обсуждены и приняты Декларация взаимоотношений учителей и учащихся и Правила для учащихся класса.Правила для учащихся классаСоблюдать устав школы и установленные в школе правила для учащихся.Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье свое и окружающих.Принимать активное участие в жизни коллектива.Свободно, в корректной форме выражать свое мнение по любому вопросу.Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.Не опаздывать на урок.Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо поставить в известность классного руководителя и представить документы, объясняющие твое отсутствие в школе.Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.3-й этап. Развитие самоуправленческих началПоиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Вовлечение родителей в деятельность класса.1. Заседания по интересамЦель: формирование ученического актива – совета министров.Действия: выбор министров по направлениям. Обсуждение в группах направлений работы.2. Родительское собрание в форме ролевой игрыЦель: развитие ученического самоуправления, создание образа ученика класса.Действия: в результате совместной творческой деятельности родителей и детей выработаны и приняты следующие документы.Права и обязанности членов самоуправления классаЧлены самоуправления имеют право:- на проявление собственной активности в организации работы самоуправления;- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;- на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана.Члены самоуправления обязаны:- действовать на благо класса, школы, заботиться о чести и поддержании традиций и авторитета;- достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;- проявлять уважение к старшим;- уважать взгляды и убеждения других людей;- уважать достоинство и свободу другого человека;- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;- соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятными.Система поощрений и наказаний в классеЧлены самоуправления поощряются за достижения в учебе и спорте, за общественную работу.Члены самоуправления могут быть наказаны за нарушение устава школы. К ним могут быть применены следующие меры:- выговор или замечание;- лишение права участвовать в общих делах.Устав классаДевиз: «Сила каждого – в коллективе, сила коллектива – в каждом!»Цели и задачи:- создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;- самовыражение каждого члена самоуправления;- формирование отношений сотрудничества между учителями и учениками;- демократизация учебно-воспитательного процесса;- расширение форм досуга учащихся.Основные принципы деятельностиПознай себя – это интересно!Сотвори себя – это необходимо!Утверди себя – это возможно!Прояви себя – это реально!Наши заповедиГовори, что знаешь, делай, что умеешь. При этом помни, что знать и уметь больше никому не вредно.Береги нервы учителей – они у них не железные.Школа, класс – твой родной дом. Дорожи крышей дома своего, даже если она протекает.В нашем доме кричат только от радости!Школьное дело – это и наука, и искусство, и спорт, и художественная самодеятельность.Учись жить достойно.Береги природу и учись у нее гармонии.Раскрой себя в любой ситуации.Отвечай за свои поступки.Правда всего дороже.Помни: сознаться в проступке – мужество, скрыть – трусость.В дружбе – сила, не бросай товарищей в беде.Мальчики и девочки – друзья.Различай «можно» и «нельзя».Честный – значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный.Первоначально воспитание любого ребенка начинается в семье. Немаловажную роль в организации самоуправления в классе играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремленнее, ответственнее.Основным контрольным органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей обучающихся в количестве не менее трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.Родительский комитет рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива, принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива.Участие родителей в жизни класса – это не только посещение родительских собраний, ремонт класса, участие в школьных мероприятиях, но и походы, поездки на экскурсии, организация выставок. В таком участии прослеживается связь: школа – ученик – родители.На 3-м этапе самоуправление учащихся получило четкую структуру и содержательную завершенность.Структура самоуправленияФорма самоуправления – страна.Классное собрание – высший орган. Между собраниями работу организует и контролирует совет министров, который собирается один раз в неделю.Совет министров – один из главных органов страны, возглавляет и координирует всю работу. В его составе – представители классного коллектива, возглавляющие одно из направлений работы в министерстве.Органы ученического управления избираются в начале каждого учебного года. В классе избирается совет министров, а также центры самоуправления (министерства).Функции совета министров:- участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;- подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;- заслушивает отчеты о проделанной работе ответственных за направления;- организует участие класса в КТД;- выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;- обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях.Староста-президент: отвечает за дисциплину и порядок в классе.Вице-президент: оказывает помощь старосте класса, руководит деятельностью совета министров в его отсутствие.Министерства: образования, культуры и досуга, информации, внутренних дел, хозяйства.4-й этап. Мониторинг реализации модели (по разработанной или принятой в школе схеме)P.S.  Полностью материал с приложениями опубликован на сайте www.ug.ru в разделе «Методика», в рубрике «Классный руководитель».​Наталия ЕВСТИГНЕЕВА, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5-го «А» класса средней школы №84 Краснодара, победитель VI конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте