search
main
0

Проводы Масленицы Как возродить народные обычаи в школе

По программе “Изобразительное искусство и художественный труд”, разработанной Центром непрерывного художественного образования под руководством академика Б.М.Неменского, русское народное искусство, праздники, знакомство детей с русскими народными обычаями и традициями изучается в начальной школе и продолжается в пятом классе средней школы. Ученики познают корни русского народного искусства, связанные с ними обряды и обычаи. Это важно особенно сейчас, когда происходит агрессивное наступление западной культуры.

Но никакая беседа и книга не подействует на душу ребенка так, как их участие в самом действии праздника. А он может состояться и на любом уроке изобразительного искусства, а также стать частью программы общешкольного праздника, который соберет всех: и детей, и учителей, и родителей. Мне хотелось бы рассказать, как проводится замечательный русский праздник “Широкая Масленица” в московской школе N 843.
Масленицу справляют в школе уже восемь лет. План праздника утверждается за два месяца до его проведения. Каждый класс получает свое задание. На уроках изобразительного искусства дети изучают русский костюм, делают эскизы праздничных нарядов. Кокошники, почелки, девичьи повязки вырезают из картона, украшают росписями и цветными лентами. Они знакомятся с обрядами и обычаями встречи и проводов Масленицы в старину и делают коллективное панно-коллаж.
На уроках технологии ученики шьют сарафаны и другие наряды, отделывают их тесьмой. На уроках музыки разучивают частушки и старинные песни. Дети собирают русские пословицы, поговорки, загадки, песни и частушки, репетируют после уроков народные танцы.
У каждой параллели классов свои особые задания. Так, пятые классы готовят конкурс на лучший танец, шестиклассники – на лучшую старинную песню, седьмые классы проводят конкурс частушек, восьмые классы – на лучший сценарий первого дня Масленицы – “встречи”. Девятые классы объявляют конкурс на лучший сценарий “тещиных посиделок”, а десятиклассники – на лучшее проведение четвертого дня Масленицы – “разгула”. Большая нагрузка ложится на одиннадцатиклассников – они делают чучело Масленицы, шьют костюмы Деда Мороза и Снегурочки, весенних месяцев, оформляют праздничную сцену.
Ну вот все готово. Сцена украшена, обязательные блины и сладости – на столе. Костюмы надеты, лица накрашены, волнение и шум в зале. Открывают праздник скоморохи. Они зазывают всех на это веселое действо.
Все! Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем! Зиму провожаем,
Весну закликаем!
Спешите, спешите!
Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займешь – соседу достанется!
Приходите все без стеснения!
Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!
Жюри оценивает костюмы, песни и танцы, сценарии, артистичность выступающих и массовость.
Начинается представление. Скоморохи выносят на сцену чучело Масленицы.
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных!
После чествования Масленицы скоморохи приглашают всех на концерт и различные конкурсы:
Люди добрые, поверьте
и проверьте мой рассказ.
Здесь на празднике в концерте
выступят сейчас для вас
И певцы, и гармонисты, плясуны
такого рода…
Не народные артисты,
но артисты… из народа!
Конкурс-концерт длится более двух часов. Жюри благодарит участников за интересные выступления и удачные номера. Баллы будут подсчитаны, и победители объявлены на следующий день – ведь жюри нужно подготовить грамоты не только за лучшие номера, но и самым активным участникам праздника.
Скоморохи зазывают всех в спортзал посоревноваться:
Гости славные, добрые!
Поверните сюда лицо –
Начинаем спортивные состязания
Молодцов-удальцов!
Дети соревнуются в силе и ловкости: перетягивают канат, бегают в мешках, состязаются на меткость, кто скорее пройдет гусиным шагом и т.п. После “веселых стартов” скоморохи приглашают всех отведать блинов:
Нам везде надо успеть –
И сплясать, и песню спеть!
Съесть корзину пирогов,
Да с три короба блинов!

Мы в избу беленую,
Чисто подметенную,
Ой, тоску зеленую
Мы не пустим в дом!
Холод да метелицу
Прочь погоним мы.
Эй, встречай с весельицем
Проводы зимы!
Праздник постепенно перемещается в вестибюль школы. Здесь каждый класс предлагает свои угощения – приготовленные по разным рецептам блины, кренделя и сладости.
К этому времени обычно все проголодались и с большим удовольствием поглощают угощения.
Праздник продолжается. В разных школьных уголках идут конкурсы. В кабинете изобразительного искусства, например, на лучший рисунок скоморохов и чучела Масленицы, в кабинете математики – турнир шахматистов и шашистов.
Неутомимые скоморохи приглашают всех на улицу. Подошло время проводить Масленицу. Веселая толпа перемещается на крыльцо школы. В центре двора установлено чучело Масленицы. Главный и самый бойкий скоморох зачитывает:
Люди! Велено до вас
Донести сей час указ.
А подписан он самой
Нашей матушкой Зимой.
Появляются Дед Мороз со Снегурочкой, месяцы Март, Апрель и Май. Дед Мороз начинает свою речь:
Как шар воздушный, в небе тучка,
Примету эту понимай.
Я Дед Мороз, Снегурка-внучка,
А с нами Март, Апрель и Май.
Ну что ж, от нас поклон Весне!
Я ей с большой охотой
Отдам свой жезл –
Весна, работай!
Дед Мороз передает жезл месяцу Марту. Снегурочка спрашивает:
Весна-красна, когда придешь?
Тебя заждалась молодежь…
Месяц Март отвечает:
Она просила передать,
Что не согласна долго ждать.
Месяц Апрель продолжает:
…Что выглядит уже отлично
И скоро в гости будет лично.
Месяц Май добавляет:
Пусть тает снег, пусть тает лед.
Весна цветы ребятам шлет
Из недр весенних кладовых
Букет подснежников живых.
Месяц Май достает букетик цветов. Тут спохватываются скоморохи: “Что-то мы замерзли. Давайте, ребята, согреемся в веселом хороводе. Ведь хоровод, как и блин, – символ Солнца, а значит, и тепла. Да здравствует, Солнце! Да здравствует, Весна!”
Все водят хоровод вокруг чучела Масленицы. Скоморохи начинают обряд прощания с Зимой:
Ну-ка, Март, Апрель и Май,
Все, как надо, понимай,
Эстафету принимай,
Нынче праздничная дата,
Зажигай костер, ребята,
Будем Зиму жечь!
Наступает кульминационный момент праздника. Март, Апрель и Май зажигают факелы и поджигают костер с чучелом Масленицы. Дети прощаются с Зимой.
Чучело догорает. Праздник закончился. Все расходятся по домам.

Лидия ПАКША,
учитель изобразительного искусства школы N 843
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте