Образование – это процесс двусторонний, предполагающий взаимодействие ученика и учителя. Но роль дирижера в этом процессе все же принадлежит педагогу. Справимся ли мы, учителя? Получим ли отклик детей и родителей и сможем ли рассчитывать на конструктивный диалог и понимание? В полной ли мере сумеем реализовать те задачи, которые поставлены перед нами?
Что предлагает нам наш постоянно меняющийся, напряженный, ориентированный на скорость и крайний материализм мир? Что диктует нам наша социальная среда? Каким критериям соответствовать не только простому человеку, но и учителю? Утрированно, конечно, но зато справедливо и так характерно для всего происходящего сегодня в мире… Ведь современному учителю в наше время недостаточно быть только проводником новых знаний, ему необходимо быть еще и проводником идей, которые способствуют личностному успеху ребенка. Ориентир на успех – важная составляющая общественного мировоззрения.
Семья и школа – два наиболее значимых социальных института, которые, как известно нам еще со скамьи педагогического института, формируют личность ребенка. И если семья всегда брала и берет на себя основную воспитательную функцию, то значимость воспитания в школе – величина непостоянная. В определенные периоды развития образования менялось и отношение к воспитательному процессу в школе. А теперь ко всему этому прибавьте еще и современное мнение каждого отдельно взятого родителя о том, как воспитывать конкретно его ребенка. И вот уже речь идет об индивидуальном подходе к каждому ученику. Как достигнуть равновесия в таком разбросе универсальных методов и частных, субъективных точек зрения?
В современной школе воспитание – это одна из самых актуальных и тонких тем, которая сегодня выходит на первый план уже на государственном уровне. Очевидны новый градус реализации образовательных программ и особая, воспитывающая, роль учителя.
Хочется отметить возродившуюся традицию поднятия государственного флага Российской Федерации и исполнения государственного гимна РФ в школе. Одни репетиции данной церемонии уже заставляют учащенно биться сердце и детей, и взрослых. «Как красиво!» – с замиранием произносит ученица 7‑го класса, придя за учебниками в конце августа и наблюдая из окна второго этажа родной школы, как знаменная группа девятиклассников поднимает флаг – репетирует перед торжественной линейкой. Данная церемония, конечно же, будет способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к традициям и законам нашей великой страны. Патриотическое воспитание в целом никто и не отменял, но иметь возможность теперь стать причастным к такой прекрасной и волнующей традиции дорогого стоит.
Мир меняется, вместе с ним меняется школа. Сможем ли измениться с ними и мы?
Ольга СЫЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1206
Комментарии