В свете большого скачка в развитии столичного образования у московских семей вырос спрос на надежность школ: высокий вклад в образовательные результаты школьников, положительный имидж школы во внешней среде, отсутствие обращений родителей по негативным вопросам.
Конечно, за каждый из вышеперечисленных критериев ответственность несет директор школы, и его задача как руководителя не допускать падения результативных показателей по данным критериям. Здесь очень важно понимать, что участники образовательного процесса, стоящие за спиной директора, тоже имеют непосредственное отношение к показателям надежности школы. Школа – это большая система, руководителем которой является директор, а подсистемой данной системы служат 1-й «А», 2-й «А», 3-й «А»… классы, руководителями которых также являются директора – директора классов, они же классные руководители. Сегодня классный руководитель в московской школе – это не просто работник образовательной организации с набором должностных обязанностей и функций, это большой интегратор информационных потоков, организатор успехов детей и родителей, медиатор, который умело предотвращает все возникшие разногласия, наставник, к которому можно обратиться с вопросом, просьбой или просто за советом. И это лишь малая часть того, что пришло мне в голову, когда я говорю о современном классном руководителе.Несомненно, каждый из нас должен понимать, что страна и мир продолжают быстро меняться, эволюционировать, модернизироваться, и поэтому перед нами возникают новые задачи, новые вызовы, к которым, конечно, мы должны быть готовы. От классного руководителя во многом зависят успех и будущее современной жизни выпускника школы, идущего в большую жизнь. В наши дни этот вопрос является актуальным для всего образовательного сообщества.Наш развивающийся образовательный мегаполис – активный помощник в работе классного руководителя. Являясь членом Ассоциации классных руководителей образовательных организаций столицы, я активно принимаю участие в работе ассоциации и хочу сказать, что это помогает мне в работе. В помощь всем классным руководителям и молодым коллегам, кто только стал классным руководителем, ассоциацией были разработаны документы, которые помогут в работе: регламенты взаимодействия классного руководителя с администрацией школы, учителями-предметниками, родителями; нормативно-правовая база классного руководителя; критерии оценки качества деятельности классного руководителя. Интересные семинары «Эффективные практики в деятельности классного руководителя» в работе ассоциации являются большой площадкой для обмена опытом. У каждого участника есть возможность поделиться опытом своей работы, обсудить этот опыт с коллегами и, конечно, взять на вооружение и использовать в своей профессиональной деятельности. Так, за последний учебный год мы провели ряд встреч и обсуждений на темы «Классный руководитель – проводник в будущее», «Вклад классного руководителя в качественное образование московских школьников», «Московский классный руководитель: вызовы времени и профессиональные решения», «Классный руководитель: личность или функционер?». Вместе с участниками дискуссий и обсуждений мы пришли к выводу, что классный руководитель – это не только лидер среди своих учеников, но и лидер среди своей педагогической команды, который отстаивает права ребенка и обеспечивает его высокий образовательный результат. Обсуждая вопрос, который обозначил Сергей Собянин, о развитии Стратегии образования до 2025 года, я убедился, что ключевой фигурой будущего в образовании будет именно он – классный руководитель. Обращаясь к стратегии, которая состоит из четырех основных механизмов, хотелось бы отметить роль классного руководителя. Первый механизм стратегии – «ПОТОК». Он направлен на то, чтобы дать возможность ребенку изучать то, что ему действительно интересно, выбирать свой уровень освоения материала и темп, в котором ученику будет комфортно и удобно учиться. Кто, как не классный руководитель, сможет помочь ребенку с выбором персональной образовательной траектории? Второй механизм – «РОСТ». В данном механизме оценка ученика будет формироваться на основании его портфолио, а принять участие в этом процессе смогут разные городские структуры. Кто, как не классный руководитель, будет помощником роста своего ученика? Третий механизм – «Урбошкола». Его основной функцией является использование потенциала города для обучения детей. И снова вопрос: кто, как не классный руководитель, поможет своему ученику найти нужное место или площадку для реализации своих проектов, для применения на практике своих знаний и умений? И четвертый механизм – «Город – школа». Суть этого механизма состоит в изменении роли педагога. Этот механизм посвящен внутреннему лидерству, желанию учиться и быть впереди. В мире, где количество информации растет с каждым днем, учитель не может быть единственным источником знаний, он должен занимать другую позицию. Позицию, свойственную классному руководителю, он интегратор, он навигатор, он тьютор, который знает о всех образовательных возможностях города, способен ориентировать и мотивировать ребят. Я считаю, что классный руководитель – это проводник в будущее для каждого из обучающихся школы. Важность и роль классного руководителя в жизни московской семьи, несомненно, велики, и я уверен, что станут еще больше. Какими будем мы, такими будут и наши выпускники. От нас зависит их будущее. От нас зависит будущее нашего города. От нас зависит будущее нашей страны.Иван БОРИСОВ, член Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы, учитель математики, классный руководитель 7-го «Н» класса школы №1143
Комментарии