В образовательной ситуации конца XX – начала XXI века в России можно выявить ряд тенденций, которые существенным образом влияют на ход и результаты педагогического процесса. Мы видим, как стремительно происходит глобализация всех сторон жизни современного человека, как все более общими становятся факторы, которые формируют у него отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе. При этом наблюдается стандартизация жизни и поведения людей.
В современном развитом обществе преобладает психология потребления, царствует жесткая конкуренция, нередки проявления насилия и социальной нетерпимости. Это, в свою очередь, приводит к искажению системы ценностей подрастающего поколения и способствует формированию серьезного противоречия между нарастанием индивидуально-потребительских или групповых интересов и потребностью общества в совершенно иных свойствах человека, необходимых для эпохи перехода к информационному обществу.
Усилившееся в последнее десятилетие социальное расслоение требует не только от взрослого человека, но уже и от подростка умения психологически и профессионально «сражаться» за свое социальное место, свой общественный статус. Наблюдается своеобразная индивидуализация процесса выживания: человек остается один на один со своими проблемами, рассчитывает только на себя, существует во «враждебном» окружении. И все это на фоне нарастания межэтнической напряженности, вызывающей конфликты разных уровней. Наше общество становится все более социально и культурно многообразным, что требует от людей толерантности и способности к диалогу.
Таким образом, современному растущему человеку все труднее войти в этот мир, помещающий человека на грань выживания. И педагогу-воспитателю в таких условиях все сложнее осуществлять свою деятельность по социализации и воспитанию нравственных черт, соответствующих представлениям об общечеловеческих ценностях.
Наряду с традиционными функциями (преобразующей, информационной, коммуникативной, организационной, демонстрационной) сегодня, в условиях нестабильного и неблагополучного социума, воспитательная деятельность педагога принимает и дополнительные функции, которые ранее были свойственны только коррекционной педагогике. Речь идет об адаптации, реабилитации и компенсации, что дает возможность корректировать условия развития учеников разных социальных групп.
Трансформируются цели и задачи воспитательного процесса. Это требует уделять первостепенное внимание развитию не только умственных способностей и творческого потенциала детей, но и их образного мышления, отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни общества. И центральное место здесь занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Информатизация общества вызвала ряд социальных последствий, негативные проявления которых существенно препятствуют эффективности процесса обучения и воспитания в современной российской семье и школе. Реальный педагогический опыт свидетельствует: утверждение о том, что ИКТ способствуют развитию подростка, выдвижению на первый план человеческих ценностей, не так бесспорно и однозначно. Можно отметить и их отрицательное воздействие на детей и даже деформацию личности в условиях новой информационной среды.
Поэтому необходимо целенаправленно готовить личность ученика к жизни в информационном обществе. Это делается путем активизации воспитательной работы в семье и школе, а также с помощью разработки новых методологических подходов к воспитательной деятельности педагога.
Какова же роль учителя информатики в сложившейся образовательной ситуации? Ждут ли изменения саму методику обучения и воспитания в области информатики и применения ИКТ? Какие новые функции будут присущи школьной информационной среде?
Сегодня помимо функциональной грамотности современное образование в области информатики призвано обеспечить и социальную адаптацию учеников, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Это нужно для того, чтобы сформировать социально грамотную и социально мобильную личность, которая осознает свои гражданские права и обязанности, ясно представляет свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Поэтому наряду с формированием информационной культуры учеников в процессе обучения сегодня все более актуальна активизация воспитательной деятельности в процессе обучения информатике.
Для этого нам необходимы новые методики воспитательной работы. Опираясь на процесс ее информатизации, они должны разрешить противоречие между преобладанием обучающего аспекта образования в области информатики и необходимостью формирования нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, привычек, правил и норм поведения.
Подходы к обучению информатике и информационным технологиям в школе за последние 20 лет претерпели существенные изменения. Разработано множество авторских методик для пропедевтического, базового и профильного курсов информатики. В некоторых из них нашли отражение вопросы и проблемы, связанные с информатизацией общества.
Однако сегодня мы не видим целостной методики воспитательной работы учителя информатики, равно как и попыток решения вышеперечисленных проблем на уровне школы. Безусловно, квалифицированный учитель обязан решать соответствующие задачи на каждом уроке и во внеурочной деятельности, но зачастую это выполняется чересчур формально. К сожалению, и в подготовке студентов – будущих учителей информатики просматривается аналогичная ситуация.
Дополнительным аргументом в пользу перестройки воспитательной деятельности учителя информатики служат удручающие результаты социологических измерений комплекса проблем, связанных с организацией воспитательной работы в школе с применением ИКТ, а также с проблемой компьютерной зависимости среди выпускников школ Московского региона. Оказывается, лишь в каждой третьей школе существует творческая внеучебная деятельность на базе ИКТ, при этом в ней принимала участие только десятая часть из опрошенных учеников старших классов. Как правило, все сводится к изданию газеты, работе литературного кружка или теле- и радиостудии.
Нельзя не отметить, что компьютер, мультимедиапроектор, цифровая камера сегодня широко применяются при организации массовых мероприятий учебного и досугового характера. Это отметили две трети опрошенных. Однако сопровождают текущий учебный процесс только 5 процентов таких мероприятий, остальные же носят эпизодический характер (общешкольные и родительские собрания, общегородские конференции, концерты, показ кинофильмов).
Всем известны инновационные формы организации учебно-воспитательного процесса, эффективно используемые сегодня не только в преподавании информатики, но и других школьных предметов. К ним относятся:
проектный метод;
метод малых подвижных групп;
использование проблемного и исследовательского методов обучения;
разнообразные виды самостоятельной работы школьников, основанные на применении средств ИКТ, и так далее.
Это позволяет говорить о новаторском подходе к решению задач воспитания на уроке и во внеурочной деятельности, тесно связанных также с вопросами воспитания информационной и общей культуры личности школьника.
Опираясь на результаты научных исследований и многолетний практический опыт, я считаю возможным положить в основу воспитательной работы учителя информатики диалоговую модель воспитания. Она подразумевает совместную деятельность учителя и ученика на основе учета образовательных интересов и потребностей всех участников педагогического процесса, обеспечивающую одновременное развитие, самосовершенствование, самореализацию школьников и педагогов. Поэтому такая модель наиболее оптимальна для построения информационного общества.
Среди основных направлений работы учителя информатики помимо воспитания и выработки общеучебных навыков можно назвать:
духовно-нравственное воспитание;
художественно-эстетическое воспитание;
правовое воспитание;
экологическое воспитание;
гражданское и патриотическое воспитание.
Задачи духовно-нравственного воспитания стоят перед учителем на каждом уроке вне зависимости от предмета или направления обучения. Но именно учитель информатики способствует формированию нового типа мышления, характерного для члена информационного общества, ориентации ученика на саморазвитие и самообучение, осознание своих информационных потребностей и выработку культуры потребностей. Именно он препятствует превращению ученика в потребителя информационно-телекоммуникационных услуг, а также воспитывает у него новую коммуникативную культуру.
Методика экологического воспитания реализуется в рамках организации межпредметных связей курса информатики с окружающим миром, природоведением, естествознанием, географией, биологией и так далее. Здесь применяются такие организационные формы, как проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе в начальной и средней и исследовательская деятельность в старшей (профильной) школе.
Художественно-эстетическое воспитание органически вплетается в такое направление обучения информатики, как «Обработка графической информации».
Правовое воспитание в вопросах, связанных с использованием и защитой информации и авторских прав особенно востребовано в 9-11-х классах. Методически оно может осуществляться при работе по профильным (элективным) курсам и в рамках направления «Социальная информатика».
Гражданское и патриотическое воспитание реализуется в рамках общешкольных, городских, региональных творческих конкурсов работ в области информационных технологий – компьютерной графики, анимации, презентации, web-сайтов, компьютерных программ, посвященных знаменательным датам в истории государства, города, школы. Также это возможно в рамках дисциплин регионального компонента базисного учебного плана и поддержки работы школьных музеев, краеведческой работы. Элементы такой методики апробируются в рамках фестиваля «Юные таланты Московии» и других конкурсах, проводимых Московским городским Дворцом творчества детей и молодежи «На Полянке». (www.kidsworld.ru).
Следует подчеркнуть, что воспитательная работа учителя информатики не ограничивается работой на уроке или проведением внеклассных мероприятий. Существенна его роль и в общешкольной деятельности. Особенно это характерно для работы по предотвращению социально-психологических последствий информатизации в семье и школе. Она организуется совместно со штатными психологами в форме проведения социологических исследований, индивидуальных консультаций, бесед с родителями, организации классных и общешкольных мероприятий по соответствующим методикам в рамках воспитательной работы по данной проблематике.
При подготовке студентов – будущих учителей информатики сегодня крайне необходимо включать специальные разделы в программу обучения по таким профильным дисциплинам, как «Социальная информатика», «Педагогическая информатика», «Методика самостоятельной работы студента», «Информатизация управления образовательным процессом», а также в курсовое, дипломное проектирование и педагогическую практику.
В частности, для поддержки исследовательской и творческой работы студентов и учителей, а также для помощи родителям, интересующимся проблемами воспитания, создан информационный web-ресурс, посвященный творческому наследию Антона Макаренко (www.makarenko.edu.ru).
В заключение хочу еще раз повторить, что на современном этапе роль учителя информатики в области воспитания весьма велика, так как он становится своего рода проводником новый идей и технологий.
Александр ФЕДОСОВ, доцент кафедры социальной и педагогической информатики Российского государственного социального университета, член-корреспондент Академии информатизации образования
Комментарии