Казалось бы, «29» с точки зрения математики простое число, которое делится только на единицу и на само себя, но каждый год на небосклоне педагогического олимпа в нашем Краснодарском крае зажигалась звезда. Этот год не стал исключением. Что же нового внес конкурс в жизнь учителей Кубани?
Во-первых, в Положение краевого конкурса мы внесли существенные изменения. И в региональном этапе смогли принять участие не только победители муниципальных этапов, но и те педагоги, которые самостоятельно приняли решение попробовать свои силы в соревновании лучших.
Во-вторых, мы кардинально изменили заочный тур олимпиады. В этом году участникам предстояло написать метапредметную олимпиаду (этот этап мы подсмотрели у наших коллег из Москвы), записать медиавизитку (впервые она стала конкурсным испытанием на Всероссийском конкурсе в прошлом году) и выполнить три задания в стиле ТЕD (представить в трехминутных роликах методический прием, раскрыть тему урока и провести стендап-рефлексию своей педагогической деятельности). Все вкупе позволило членам экспертного сообщества выбрать пятнадцать финалистов, которые на протяжении трех дней соревновались прежде всего с самими собой.
В-третьих, в течение всего календарного года проводились мероприятия, направленные на подготовку учителей, выявление лидеров среди них, организовывались фестивали для личностного роста: «Взгляд в будущее», «Четверо смелых», «Творческий вторник», «День будущего учителя». Все это дало свои плоды, и конкурс «Учитель года Кубани»-2022 собрал сильный педагогический состав.
Традиционно наш конкурс начинается знакомством с методической копилкой участников. Важно было увидеть потенциал каждого, разглядеть неординарный подход, найти точки развития и роста, заглянуть в багаж приемов и технологий. Прекрасные, емкие и точные гарики-шаржи о первом конкурсном испытании «Методический семинар» написал Андрей Цветков, начальник отдела проектной деятельности администрации Новокубанского района:
– Марине Чубинидзе: «От телевидения и гаджетов не много толка. Мудрее делают нас жизнь и «золотая полка»;
– Ирине Кравченко: «Смешались ассоциации и образы – какой-то нонсенс, но ситуацию спасает Кравченко Ирины «кроссенс»;
– Екатерине Вервейн: «Давно не видел глаз милее и отраднее картины, чем отроков ошибок, не боящихся Вервейн Екатерины»;
– Надежде Палагута: «В сотворчестве, в содружестве основа счастья и прогресса! С Надеждою пройдем мы между ангелом и бесом»;
– Екатерине Щербаковой: «Я тоже креативного мышления поклонник, но не додумался, что так красиво можно «втюхать» треугольник»;
– Элечке Бунатян: «Я понял, что дизайн-мышление и эмпатия присущи были папе с мамой в час моего зачатия»;
– Марии Бабченко: «Спроси у Марии: «Как попасть в число «пятнашки»? Снимайте, выставляйте в Инстаграме «объясняшки»!»;
– Нине Голубевой: «Юнармия, история, походы, патриоты. Не счесть всех направлений Нининой работы»;
– Ольге Черницыной: «Маслоу пирамида иль Хеопса – в истории отдельная локация. В руках у Ольги пирамида навыков, а стержень у нее – театрализация»;
– Константину Чуприне: «И Меньшикова пирожки, и Древний Рим сумел синхронизировать Константин. Остались Бонапарт и Жозефина, но доберется и до них Чуприна»;
– Евгению Чубу: «Основателен, уверен, крепок, словно дуб, создатель собственной платформы Женя Чуб»;
– Виктории Арутюнян: «Напрасно древние искали и смысл, и истину в вине, они о скрайбинге не знали и жили, будто в темноте»;
– Надежде Семикоз: «Не ведал и не знал Рене Декарт – милашка, что есть параболы «грустиночка» и «улыбашка»;
– Араму Еремяну: «В начале было Слово, змей-искуситель, Ева и Адам, но как же быстро это все оцифровал Арам!»;
– Марине Бондаревой: «Как клавишей, она коснется мышкой электронного плаката, и зазвучат Шопена увертюра и Бетховена кантата».
В этом конкурсном испытании самый высокий балл от экспертного сообщества получил Константин Чуприна. На церемонии закрытия от организаторов конкурса ему вручили специальный приз за лучшее представление методического материала.
Школа с душой
Второе конкурсное испытание – «Урок» – нам посчастливилось проводить в уникальной гимназии №23 г. Краснодара. Гимназия №23 – образовательное учреждение с углубленным изучением английского языка. Школа с традициями. Школа с душой. Школа, в которой высокие образовательные стандарты гармонично сосуществуют с глубокой воспитательной работой. Школа – отличная площадка для занятий творчеством и реализации потенциала любого ребенка. Дети организуют самостоятельно или совместно с педагогами самые различные акции, мероприятия, праздники, образовательные события и с радостью делятся результатами с гимназическим сообществом. Старшеклассники проводят информационно-познавательные уроки для малышей начальной школы, организуют акции в защиту животных, патриотические мероприятия, мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, с радостью публикуют свои мысли и идеи в малотиражном СМИ – школьной газете Know How (наличие которой является особым достижениям гимназии, существующим уже почти 30 лет, газета является подписной и ежемесячной).
Кроме того, школа сотрудничает с международным фондом AFS, в рамках работы с которым ежегодно иностранные студенты из самых разных уголков мира живут в семьях гимназистов, учатся с ними за одной партой, познают культуру и традиции России, а учащиеся школы в свою очередь практикуются в общении с носителями языков, узнают о культуре других стран, приобретают новые знания и друзей на всю жизнь!
Экспертов порадовали многообразие подходов, нестандартность проведения занятий, активное вовлечение в учебный процесс школьников, к сожалению, это не всегда проявляется в конкурсном испытании, возможно, из-за большого волнения учителей и скованности самих учащихся. Было приятно видеть активное взаимодействие со школьниками на уроке музыке Марины Бондаревой, прекрасно организованную групповую работу на уроке литературы Марины Чубинидзе, нестандартный взгляд на преподавание математики с использованием английского языка Екатерины Щербаковой, интересно выстроенную работу на уровне экспертов-учеников на уроке истории Константина Чуприны. В общем, было на что посмотреть и что оценивать.
Самые высокие баллы получила Мария Бабченко, учитель английского языка, ей на закрытии конкурса был вручен специальный приз за мастерски проведенный урок.
Заключительным конкурсом первого, очного, этапа стал «Классный час», который участники провели в музее «Россия – моя история». В трех залах – «Иван IV», «Петр I», «Екатерина II» – учителям предстояло провести занятие на тему, которая так или иначе связана с главным героем экспозиции. Так, в зале Ивана Грозного педагогам предстояло раскрыть одну из тем: «Отцы и дети» и «Иван Васильевич меняет профессию». Во втором зале были предложены такие направления: «Пророков нет в отечестве своем, но и в других отечествах негусто» (В.Высоцкий)» и «Кто жесток, тот не герой» (Петр I)». В зале Екатерины Великой акцентировалось внимание на том, что императрица считала важным при воспитании своих внуков: «Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему» и «Научить сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научить последней».
Эксперты конкурса отметили очень интересный и полезный классный час, который провела Надежда Палагута. На церемонии закрытия конкурса ей был вручен специальный приз от организаторов конкурса.
Изюминкой нашего конкурса стали мастер-классы от экспертов. Мы благодарим за дух творчества, неповторимые эмоции Юлию Капалкину, лауреата конкурса «Учитель года России», Елену Рудик, заместителя директора ЧОУ СОШ «Личность», г. Новороссийск, Ирину Марюхину и Сергея Яровенко, активных членов клуба «Учитель года Кубани».
В результате очень сложных математических расчетов во второй тур конкурса попали шесть педагогов. Им предстояло показать мастер-класс и принять участие в пресс-конференции.
Предшествовала этому действу встреча всех финалистов конкурса с министром образования и науки Краснодарского края Еленой Воробьевой и ректором ИРО Татьяной Гайдук. Каждый мог пообщаться с руководителем отрасли, поделиться своим опытом, предложить свои решения тех или иных проблем. Говорили о педагогических кадрах и привлечении студентов в образовательные учреждения, о казачьем образовании и волонтерских движениях, о традиционной и цифровой школе, о системе мотивации и поддержки учителей, об учительских блогах и их содержании и пользе, о проблемах преподавания предметов художественно-эстетического профиля. Время пролетело незаметно, и вместо сорока минут общения встреча продлилась более двух часов.
На одном дыхании
Мастер-классы лауреатов конкурса «Учитель года Кубани»-2022 удались. Каждый из конкурсантов не только замечательно раскрыл тему, показал свои педагогические находки, но и с легкостью ответил на каверзные вопросы членов жюри. Все действие прошло на одном дыхании, а какие-то части мастер-классов хотелось еще раз пересмотреть.
Традицией нашего конкурса стало ежегодное приглашение в качестве ведущих на пресс-конференцию «Вопрос учителю года» представителей региональных СМИ. Этот год нас порадовал присутствием Константина Перминова, который приготовил интересные темы для обсуждения и вывел участников на откровенный разговор. Важно, что ведущего интересовала самая многообразная палитра деятельности учителя.
По решению жюри победителем признана Екатерина Щербакова, учитель математики гимназии №23 города Краснодара. Педагог представит регион на Всероссийском конкурсе «Учитель года России»-2022, который осенью пройдет в Тюмени.
Молодой педагог, Екатерина Александровна успела в жизни многое: растит вместе с супругом десятилетнюю Елизавету и семилетнего Егорку, в совершенстве владеет не только профессией экономиста-математика, но и английским языком, что позволяет преподавать математику с истинно лондонским шармом. Всерьез увлекается тяжелой атлетикой, фитнес-программой Zumba, играет на гитаре, танцует. Екатерина поняла главную профессиональную заповедь: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя – дети все равно будут похожи на вас» и выбрала ее в качестве педагогического кредо.
На праздник приехали партнеры и друзья конкурса: секретарь Комитета по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи краевого Законодательного собрания Юлия Алешкевич, председатель Краснодарской краевой территориальной организации Профсоюза народного образования и науки Сергей Даниленко, представители Сбербанка России, банка «Открытие», Альфа-банка. Они вместе с ректором Института развития образования Татьяной Гайдук тепло поприветствовали всех участников конкурса и вручили заслуженные подарки.
Екатерина Щербакова, учитель года Кубани-2022, так описала свою жизненную стезю: «Я родилась в семье педагогов. Моя мама больше 25 лет проработала учителем и до сих пор продолжает трудиться в сфере образования, мои отец и брат занимались учительством. Мой дед был доктором физико-математических наук, профессором в Обнинском институте атомной энергетики, а бабушка – учителем русского языка и литературы. Прабабушка преподавала химию. И даже далекие предки в Дагестане обучали пушкарскому делу. Кто-то называет это династией. Я называю судьбой! А чтобы не сойти с намеченного пути, мой день рождения судьба наметила на 1 сентября. Если это не знак свыше, то что?! В конце концов, я рада, что судьба мною так распорядилась. Ведь именно эта профессия делает меня счастливой. Все мы приходим в этот мир, как мне кажется, чтобы найти свое счастье. А возможно оно, только если ты распознаешь, нащупаешь, воплотишь в лучшем из возможных проявлений то божественное, что есть именно в тебе. И свою миссию как учителя я вижу в том, чтобы помогать ребятам. Я представляю себя неким проводником на пути взросления и становления моих учеников. Я союзник, который будет рядом, который поддержит, найдет нужные слова».
Андрей СЁМКЕ, тьютор Института развития образования Краснодарского края, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000, абсолютный победитель Всероссийского открытого конкурса «Мужская профессия», Краснодарский край, фото автора
Комментарии