В №4-5 «Учительской газеты» от 29 января 2008 года был опубликован «круглый стол», посвященный судьбе Всероссийского конкурса «Учитель года». И там же главный редактор «УГ» Петр Положевец призвал всех к дискуссии – каким должен быть конкурс «Учитель года России»? Сегодня мы публикуем первое письмо-отклик.
Ответ на главный вопрос, зачем нужен конкурс, сформулирован в размышлениях Ирины Димовой: выявить, отметить должным образом и поддержать звездных учителей. Я бы добавила только одно: поддержать и отметить по-государственному. Ведь конкурс «Учитель года» – дело государственное, и проводит его министерство, а не какая-то частная лавочка. Поэтому хотелось бы видеть и подход к организации государственный, серьезный, ответственный.
Сегодня, на мой взгляд, из различных вариантов и схем организации конкурса, опробованных за последние годы, можно смело взять следующее.
Модель отбора. По-моему, оправдала себя схема определения лучших учителей года, апробированная в 2004 году: учитель-учитель, учитель-методист, учитель-лидер. По крайней мере, более четко и понятно насчет требований.
Можно рассматривать схему: 15 – 10 – 5 – 1, где из всех конкурсантов отбирается 15 победителей номинаций, а может, не пятнадцать, а по количеству номинаций. Из 15 выбирается 10 лауреатов – учителей, готовых и способных делиться своим опытом на уровне России. Из 10 выбирается 5 победителей – лидеров, готовых представлять интересы педагогов на государственном уровне. Лучший из 5 – абсолютный победитель, обладатель главного приза.
На мой взгляд, очень важным моментом является на данном этапе придание государственной значимости статусу лучших учителей года. Например, пятнадцать победителей предметных номинаций отмечаются благодарностью Министерства образования и дипломом оргкомитета конкурса, десятка лауреатов – Грамотой министерства, пятерка победителей – Премией Президента и учитель года – «Хрустальным пеликаном».
Квотный метод определения пятнадцати. Используемый рейтинговый подход в определении пятнадцати финалистов при данных неоперационализированных методах оценки конкурсного урока не обеспечивает объективность. Победитель номинации выходит в финал, это все же правильней. И приехать домой победителем номинации, то есть лучшим среди коллег в этом году, почетно.
Кто оценивает учителя? В повседневной практике учителя оценивают: ученики, родители, коллеги, ученые, методисты, работодатели, социум. Они-то и выдвигают его на участие в конкурсе. На региональном уровне отбирается лучший. Кто отбирает? Ученые, методисты, коллеги, ученики, общественность – они в составе жюри. Мы, например, формируем предметное жюри по принципу «учитель-практик, методист, педагог-ученый, психолог». Для каждой группы специалистов критерии конкретизируются на совместной консультации. Это обеспечивает более надежную и объективную экспертную оценку, чем когда разные специалисты используют одни неконкретизированные критерии. После конкурса изучаются корреляции оценок, корректируются критерии. Постоянство членов жюри также повышает надежность оценки. Что касается Большого жюри, то есть правило: чем менее я компетентен в вопросе, тем больше экспертов мне нужно. А поэтому, чтобы из пятнадцати выбрать лучших, не нужно много людей. Главное, чтобы это были профессионалы. Конкурс-то все-таки профессиональный, и выбираем лучшего учителя года. Неужели наши уважаемые педагоги-профессионалы не смогут оценить политический, государственный и другие уровни конкурсанта?
Где проводить конкурс? Однозначно – в столице. Для большинства конкурсантов это единственная возможность в жизни выбраться в столицу нашей Родины. И не жалеть на это средств. Ведь это учителя! Они дома будут ученикам своим и коллегам, и соседям, и детям своим годами показывать и рассказывать о том, что были на Красной площади, в Третьяковской галерее, в Пушкинском музее, в Большом театре. И пусть это будет им наградой за их беззаветный творческий труд.
А на родине победителя можно проводить семинары для организаторов региональных конкурсов.
О приоритетном нацпроекте «Образование» и конкурсе «Учитель года». Это совершенно разные конкурсы. Они не исключают и не мешают друг другу. Если ты вошел в число победителей ПНПО и готов к публичному предъявлению своего опыта на региональном уровне, можешь участвовать в конкурсе «Учитель года». Если же победил в региональном конкурсе «Учитель года», когда твою работу оценивали лучшие представители педагогического сообщества, то получи грант президента автоматически. Ведь представлять опыт публично намного сложнее и ответственнее.
Татьяна МАКАРОВА, координатор конкурсного движения «Учитель года» Вологодской области
Комментарии