Заканчивается вторая четверть у одних школьников, начался второй триместр у других. В моей семье, где старший ребенок учится в одной школе, а младшие – в другой, случилось и то и другое. Трое детей на больничном. Не могу определенно сказать, что с детьми – болеют или так устали от школы, что стандартное «живот болит» – способ туда не ходить. И вот почему. С сентября в Петрозаводске фиксируются случаи заболевания менингитом. Родителей предупредили: болит живот, нездоровится, жалобы на головную боль – сидим дома, вызываем доктора.
Сезонное
Вот и сидим уже второй раз подряд полным составом… К тому же эпидемия внебольничной пневмонии – если кашель и температура, снова нужно срочно вызывать доктора и ждать. Поскольку у среднего ребенка карантин по пневмонии, у младшего – по менингиту, а старший учится в другой школе, то понять легко: осень превратилась в квест с походами в поликлинику, анализами, горой справок и холодной дрожью от слов «живот болит».
К осенней хандре присоединилась новая, уже зимняя, хворь. Родители тему не обсуждают, учителя молчат, а часть городских школ охвачена… педикулезом! Медсестры спешно проверяют вихрастые головы мальчишек и косы одноклассниц. Официальных заявлений и предупреждений нет. Эпидемии нет. Или эпидемии педикулеза не бывает? Почему родителей не предупреждают об опасности заражения?
Вышел к доске – стул упал
Но если бы только это! Сама организация обучения детей – наблюдаем второй год за процессом в средней школе и третье прохождение «началки» – вызывает чувство глубочайшей родительской фрустрации, от которого впадаешь уже не в анабиоз, а в ярость.
Второклассник заявляет, что в школу идти боится. Не люблю, когда дети испытывают страх. Расспрашиваю издалека. Выясняется, что учительница была недовольна ответами детей, резко подошла к парте и потянула девочку к доске за руку. Ребенок использует словосочетание «выводила к доске». Пока выводила, упал стул. Ребенок теперь боится, что и его так… выведут. В первом классе Катю выводили к доске за хвостик, а его за ушко.
Опять двойка
Старший сын приносит двойки регулярно, если не сказать всегда. Причина появления таких оценок не одна. Их, как правило, несколько: смотрел в окно и не работал – в тетради «два», забыл тетрадь – «два», не выполнил домашнее задание – «два», не выучил урок – «два», мешал вести урок – догадайтесь, что?
Как объяснить подростку хоть что-нибудь после холодного душа из неудов? Шестиклассник приходит домой и боится заглянуть в собственный рюкзак, а уж дневник открыть… Часто не припоминает, за что отметку поставили. Помнит доподлинно о трех предметах, поскольку уважает учителей. Один педагог разрешает улучшить результат, а другой умеет похвалить.
О сбитой коммуникации
Родителям везет, если о двойке за сегодняшний день они узнали… сегодня. Если учитель взял дневник и поставил оценку, то в нашей ситуации об отметке станет известно уже часам к трем, после горячего обеда дома. Но так случается не всегда: отметки выставляются не сразу и не в бумажный дневник, а в электронный. Учитывая, что в школах Карелии внедряется новая система, которая работает с перебоями, об успеваемости ребенка узнаешь не сразу. Чаще из листка с текущими отметками (по старинке вклеивают в дневник за пару недель до окончания четверти) либо на родительском собрании.
Но ладно бы только это! В дневнике младшего сына прочитала о том, что «нет контакта». Удивилась, позвонила учителю. Представилась, уточняю в разговоре, у кого и с кем контакта нет? У ребенка с учителем? После падающих стульев, представьте себе, не удивлена. Если нет контакта у нас, взрослых, то нам нужно и договариваться. Уточняю у педагога, есть ли у нее мой номер телефона? Есть. Есть ли возможность выйти на связь в соцсетях? Есть. Можно ли оставить обращение к нам, родителям, через личные сообщения, эсэмэс, записку в том же самом обычном дневнике? И почему же тогда «нет контакта»? Выяснилось, второклассник не делится информацией о домашних заданиях и просьбах педагога с родителями… Итог эмоционального разговора таков: мы, взрослые, договорились о способах коммуникации. Вторая четверть. Второй класс. Сказать, что я довольна этим прогрессом в общении, – значит соврать.
Главный предмет!
По долгу службы приходится общаться с чиновниками от образования. Полтора месяца назад в Министерстве образования уверяли, что к ноябрю новая система электронного дневника будет работать бесперебойно. Да, система стала быстрее, но функции общения с учителем там нет. Телефон и бумажные дневники еще не отменили – вот надежда на то, что общение возможно.
Еще чиновники пообещали, что особое внимание в школьной программе уделят технологии. Скорей бы уж! А то в ХХI веке вновь покупаю линейку закройщика, кальку и ткань – в пятом классе дочка будет шить фартук. На вопрос девочки: «Мам, а зачем?» я сочувственно пожимаю плечами и сознаюсь, что фартук в школе сшила мама, а я в тот момент играла в баскетбол на тренировке. Бабушка, наверное, не откажет и в этот раз.
Триместровая тройка по музыке доканала. Второй день договариваюсь о встрече с педагогом. На недавнем совещании с трибуны заявили, что современная школа будет стремиться к индивидуализации маршрута обучения. Трех дней не прошло после сказанного. Дочка готовится к хоровому фестивалю, играет четвертый год на пианино, по сольфеджио и музлитературе у нее пятерки. На школьной музыке дети не поют, задания носят теоретический характер. Пойду узнаю, можно ли отказаться от этого предмета в расписании или хотя бы от домашних заданий, если четыре раза в неделю по два-три часа ребенок проводит в музыкальной школе. Интересно, есть ли шансы на индивидуализацию образовательного маршрута пятиклассницы?
Комментарии