Приближается 200‑летие со дня рождения великого русского писателя и педагога Льва Николаевича Толстого. У многих может возникнуть недоумение, почему же педагогические идеи Толстого слабо используются в практике современных педагогических преобразований.
Так случилось, что как продолжатель дела своего отца, известного ученого Владимира Александровича Вейкшана, посвятившего свою жизнь изучению и воплощению в практику образования богатого педагогического наследия Льва Николаевича, я только в 1989 году впервые смогла включить статью «О воспитании» в сборник педагогических сочинений Л.Н.Толстого.
По идеологическим причинам (сыграло свою роль и замечание Ленина о якобы «слабости Толстого как мыслителя») духовное педагогическое завещание классика не входило в ранние советские издания сочинений. Учителя страны ничего не знали о предложениях писателя о необходимости введения новых учебных предметов, о смысле жизни и нравственном воспитании.
Толстой сумел разработать содержание этих двух учебных предметов, описав их в книге «Путь жизни». Он даже предложил методику интерактивного диалогового преподавания на личном примере не только в опыте Яснополянской школы («Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?»), но и в 1906 году на так называемых уроках морали в Яснополянском доме для детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Занимаясь исследованием педагогической деятельности Толстого, я пришла к, казалось бы, невероятным выводам. Педагогика явилась для Льва Николаевича той деятельностью, которая помогла ему создать религиозно-нравственные сочинения, которые я трактую как экзистенциальную теорию личности, учение о жизни человека. Занимаясь педагогической деятельностью, Лев Николаевич понял ошибочность опоры на философско-антропологические основы и сделал поворот к психологическому пониманию и деятельности человека.
Современно звучащему предостережению Толстого о том, что человечество подошло к опасной черте, уделяется много внимания на страницах моей новой книги «Лев Толстой – провидец, педагог, проповедник». В ней анализируются все три периода педагогической деятельности Толстого, а религиозно-нравственное учение рассматривается как экзистенциальная теория личности.
В наши дни почитатели художественного и педагогического наследия Толстого испытывают потребность в современной трактовке попыток писателя поставить в научный дискурс понятия души и духа и опираться на них в своей практической педагогической деятельности.
Хочется подчеркнуть, что прозрения Толстого о духовном и нравственном развитии человека весьма актуальны. Велика важность прогностических утверждений Льва Николаевича о необходимости перехода от знаниевой педагогики к опытной гуманистической практико-ориентированной педагогике.
Наталья КУДРЯВАЯ, доктор педагогических наук, профессор, Москва
Комментарии