search
main
0

Проверка знаний с креативом

О недостатках системы экзаменационного тестирования говорят давно. Тем не менее, во всем мире тесты продолжают оставаться наиболее эффективным средством «измерения» полученных знаний. Но достаточно ли только знаний для того, чтобы быть успешным в 21 веке?

В этом году после многочисленных споров в российские школы вновь вернули сочинение в качестве выпускного экзамена. Правда оцениваться оно не будет и на результаты по русскому языку или литературе никак не повлияет, а лишь даст пропуск к сдаче ЕГЭ. Однако, сам факт возврата к школьным сочинениям говорит о том, что традиционными экзаменами уже не обойтись.

Эксперты Всемирного саммита по инновациям в сфере образования WISE считают, что совсем отказываться от тестов не стоит, но и останавливаться на стандартных вариантах не советуют.  Существует альтернативы, с помощью которых можно укрепить мотивацию студентов, улучшить академическую успеваемость и подтолкнуть к креативности учителей и учеников без ущерба для их результативности.

1. Поступательное развитие компетенций. Эта модель обучения подразумевает переход к новому, более сложному материалу, только в том случае, если учащийся продемонстрирует, что усвоил предыдущие темы, а тесты помогают ему в этом. Такой подход предлагает новый взгляд на то, когда и при каких условиях студент проходит проверку и двигается дальше.

Если с первого раза подтвердить свои знания не удается, экзамен можно и пересдать. Оценка при этом не занижается, так как цель обучения не в том, чтобы оштрафовать или наказать учащегося за неусвоенный урок, а дать ему возможность вернуться к предыдущей теме и восполнить пробелы.

Таким образом, ученик получает необходимое ему время для изучения материала, которое может быть у каждого свое. А чтобы обучение не сводилось только к тестам, в качестве итогового экзамена, например по обществознанию, преподаватель может задать написать письмо президенту с предложением собственной стратегии в области международной политики. Причем такое письмо должно содержать не только предлагаемые студентом действия, но и подробное обоснование, почему их стоит принять, с исторической подоплекой и учетом предыдущих политических шагов.

2. Система множественных разнообразных микротестов. Контрольные тестирования – вещь в образовательном процессе незаменимая. Они помогают лучше усваивать новую информацию, находить и устранять пробелы в знаниях и двигаться вперед. Однако, зачастую от них ждут слишком многого. По результатам одиночных тестов судят об учителе, школах или даже целых районах, они же являются показателем прогресса учащегося и фильтром, определяющим будущее человека. В то время как их прямая обязанность – выявлять зоны развития.

Сегодня часто слышны предложения полностью избавиться от тестов. Но принесет ли это желаемый результат? Вряд ли. Лучше расширить их спектр и снизить значимость каждого. Суть такого подхода в использовании разнообразных микротестов, которые отвечали бы каждый своей функции. Широкий выбор даст больше возможностей проявить себя и получить полную картину сильных и слабых сторон учащегося. Благодаря такой ранней «диагностике» у школьника и учителя будет возможность подтянуть пробелы или углубить изучение предметов, к которым у школьника есть склонности.

3. Внедрение технологий. В погоне за хорошими оценками по итоговым экзаменам преподаватели стараются вложить в учеников максимум информации и уже не успевают уделять внимание тому, чтобы полученная информация усваивалась и переходила из области краткосрочной памяти в долгосрочную. А ведь тесты и опросы могут быть хорошим способом закрепить знания.

Одним из недостатков обычных бумажных тестов является отсутствие своевременной обратной связи, которая сделала бы процесс обучения более эффективным. Пока учитель проверит работу, ученик уже забудет, что он писал. Технологии могли бы значительно ускорить этот процесс. Онлайн-тесты предоставляют результаты немедленно, пока память еще свежа, и студенты могут осмыслить свои ошибки и закрепить материал, пройдя тест повторно.

4. Вопросы с подоплекой. „Научить школьника мыслить гораздо важнее, чем вложить в него необходимые знания“, – считают эксперты WISE. Современные технологии предлагают нам легкий и быстрый доступ к огромному массиву знаний, достаточно лишь включить интернет. Поэтому системы образования во всем мире направлены, прежде всего, на то, чтобы развивать в детях ключевой навык 21 века – способность к нестандартному мышлению. Но как узнать есть ли прогресс и стали ли ученики мыслить шире? Задавайте нестандартные вопросы.

Нестандартные или даже каверзные вопросы позволят оценить способности к рассуждению, критическому мышлению и пониманию различных явлений. Такой подход освобождает ум от привычных рамок и ограничений, открывает широкие возможности для фантазии, помогает учителю получить мгновенную обратную связь. При этом важно, чтобы вопросы позволяли ученикам расширять кругозор, обогащали учебный процесс, а ответы не делились на правильные и неправильные.

Статья подготовлена на основе  материалов:

·         Статья «What Alternatives to Standardized Testing?» – http://www.wise-qatar.org/education-future-testing-assessment;

·         Prof. John Yeo – «Assessing Students’ Thinking With Questions»;

·         Сайт – http://www.wise-qatar.org.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте