Впервые в Институте естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета бакалавры будут сдавать экзамен, интегрированный со стандартами WorldSkills, по физической культуре во время государственной итоговой аттестации.
Формирование профессиональных компетенций в соответствии со стандартами WorldSkills и апробация полученных знаний, умений и навыков – одна из задач, которые ставит сегодня перед собой образовательная среда не только в системе среднего профессионального, но и в условиях высшего образования.
Надо понимать, что весь этот процесс связан в первую очередь с актуальной потребностью выпускать квалифицированных и конкурентоспособных специалистов, которые требуются в современном обществе. Динамично развивающаяся и быстро меняющаяся образовательная среда диктует определенные требования к траектории учебной подготовки профессионалов. Развитие системы образования, внедрение новых подходов и технологий позволяют интегрировать стандарты WorldSkills в образовательный процесс института, что решает сразу несколько задач.
По словам Александра Беляева, куратора профессиональных конкурсов и олимпиад Института естествознания и спортивных технологий МГПУ, «основная цель введения такой процедуры аттестации студентов – проверка практических умений выпускников и оценка их готовности к практической деятельности в рамках работы по профессии. За основу были взяты стандарты Ворлдскиллс Россия как стандарты, отражающие тенденцию в развитии специальности «учитель физической культуры». Эти стандарты основаны не только на профессиональных стандартах, но и на перспективах развития направления, запросе работодателей, многолетнем опыте специалистов. Стоит отметить, что стандарты Ворлдскиллс Россия значительно опережают ФГОС и профстандарт, так как обновляются ежегодно и учитывают опыт предыдущих лет.
По сути, демэкзамен, который в этом году будут проходить бакалавры выпускного курса, – это практико-ориентированный экзамен, который покажет все умения студента за прошедшие четыре года обучения. Ведь студентам зачастую не хватает самореализации в практической деятельности, раскрытия себя и своих умений.
Поясним, что чемпионаты по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills проводятся несколько раз в год среди студентов средних специальных учебных заведений и вузов.
Как заметила Светлана Юрьевна Козлова, заведующая кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ИЕСТ, эксперт-компатриот (это специалист по физической культуре, осуществляющий подготовку конкурсанта по трем направлениям – практическое занятие, диагностика и научный доклад):
– В 2018 году поступило предложение Московскому городскому педагогическому университету о разработке компетенции в области физической культуры и спорта. Этим занимался наш институт. А уже с 2019 года стал проходить вузовский чемпионат.
Здесь возникают вполне резонные вопросы: что это дает вузу и почему так важно привлекать студентов к участию в таких чемпионатах?
– Это престижно – быть «держателем» компетенции «Технология физического развития» и проводить профессиональный конкурс. Кроме того, это позволяет в процессе обучения студентов приобщать их к участию в различных профессиональных конкурсах, чтобы они могли проверить полученные знания, продемонстрировать необходимые навыки и, самое главное, творчески проявить себя и оценить собственные возможности. Согласно конкурсным заданиям в сжатые сроки, в течение дня, студентам дается задание, они знают тематику, но не знают содержание. И должны в течение двух-трех часов спроектировать на основе предложенных условий само задание. Рекомендовать креативный подход к реализации урочных занятий, провести диагностику функциональной и физической подготовленности, а потом применить в своей практике, – говорит Светлана Юрьевна.
Добавим, что в условиях уже заявлено, что это урок физической культуры. В техническом задании прописано, что конкурсант представляет 20‑минутное модельное занятие, которое он провел бы на уроке физической культуры. Там же указывается, какие диагностики конкурсант должен провести.
Что касается отбора участников, то в институте стараются привлекать к участию обучающихся уже со второго курса, так как у них есть понимание профессии учителя физической культуры, ведь они проходят профильные практики. Затем проводятся тестирование на профессиональные компетенции, внутренний отборочный этап, на котором, к примеру, из 20 человек отбираются 10, потом 5.
Эксперты, оценивающие всех конкурсантов, проходят обучение в WorldSkills и получают сертификаты, которые выдаются на два года. Именно они оценивают знания, умения и навыки, которые приобрели студенты в процессе обучения в вузе.
Некоторые студенты после участия в таком конкурсе почувствовали уверенность в своих профессиональных знаниях. Они говорили о том, что смогли оценить свои возможности, когда необходимо было в кратчайшие сроки продемонстрировать те знания и умения, которые были ими освоены во время обучения.
Какие плюсы участия в конкурсе существуют для студентов? Для победителя – поступление в магистратуру без вступительных экзаменов. Кроме того, это включение такого достижения в портфолио студента, что учитывается работодателями при приеме на работу. А главное – участие в подобном конкурсе стимулирует студентов реализовывать себя в профессиональной деятельности, обучаясь еще в университете. Они уже могут почувствовать себя профессионалами. Такими победителями стали Екатерина Самаричева, Ксения Казакова и Елизавета Золина.
Конкурс WorldSkills совершенствуется, меняется. Так, в этом году содержание всех трех модульных заданий было переработано с целью лучшего раскрытия потенциала участвующих в нем студентов. Конкурс живой, постоянно меняющийся и активно развивающийся.
Дильбар БОРИСОВЕЦ, старший преподаватель Института естествознания и спортивных технологий МГПУ
Комментарии