Впервые я прикоснулась к солдатским письмам в школьном музее, пыталась разобрать строчки, написанные простым карандашом. В Книге Памяти Вологодской области указано, что 7578 вытегорцев погибли в боях за Родину. Остались в семьях на память о погибших пожелтевшие фотографии и письма со штемпелем «Полевая почта» и обязательно «Просмотрено военной цензурой».
Фронтовые письма – это документы особого свойства. Они предназначались самым близким и родным людям. Теперь они переданы родственниками в школьный музей. Для нас это исторические документы.
Вот два письма домой от совсем молодого бойца. Что я о нем знаю?
Михаил Урванков родился в 1925 году. Учился в Андомской школе. У его матери Александры Алексеевны было пятеро детей: два сына и три дочери. С началом войны отец и старший брат Николай ушли на защиту Ленинграда.
Неполных восемнадцати лет ушел на фронт и Михаил.
Первое письмо, датированное 2 марта 1943 года, – из госпиталя, расположенного в Саратове.
Совсем немного провоевал боец и оказался в госпитале. Трудно судить о тяжести его состояния (судя по письму, уже две недели там находится), но не о себе больше волнуется, просит не расстраиваться маму. Много вопросов о родственниках, друзьях и как пережили зиму, не помогает ли кто с ремонтом дома.
Конечно, приветы шлет девчатам – нет ничего удивительного: они были молоды и потому дружили, любили, мечтали.
Война не просто изменила, перевернула жизни всех людей, разрушив прежний уклад.
С гордостью сообщает воин матери, что «в короткий период учебы мне присвоили звание младшего сержанта, и будем бить врага так, как в Сталинграде». Им хотелось жить, но они осознавали свой гражданский долг.
Михаил Урванков был заместителем наводчика. Как-то у Василя Быкова, который в годы войны служил в артиллерии, я прочитала, что всем известно, жизнь бойца в пехоте была самой короткой. Недолго в наступлении, месяц в обороне – максимальный срок для солдата стрелкового батальона, за которым следовал «земотдел или здравотдел», как невесело острили пехотинцы. Иной исход был маловероятен.
Короткой, к сожалению, оказалась и фронтовая жизнь Михаила Урванкова. В извещении, пришедшем в адрес матери, читаю: «Ваш сын… В бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 11 ноября 1943 года, похоронен: Киевская область, Фастовецкий район, дер. Фастовец».
Ему не исполнилось и девятнадцати.
Чье письмо ни возьмешь в руки, в каждом ощущаются трогательное отношение к родным и близким, тревога и забота о матери, братьях, сестрах, о детях, как они выживают в тяжелейших условиях военного времени?
Никто из бойцов не знал, будет ли завтра жив, наверное, поэтому спешил сказать сегодня, сейчас, что не сумел сделать раньше.
За простыми, незатейливыми строками письма видится внутренняя связь каждой конкретной жизни с жизнью народа: трудно мне, но трудно всем и на поле боя, и в тылу. Значит, я должен, я могу, мы можем. Наверное, это и есть настоящий патриотизм.
Читаешь письма, и, кажется, не было ни страха, ни физической боли и усталости. Были уверенность в правом деле, вера в победу: «Бьем немцев в хвост и гриву».
В то время письма с фронта были долгожданной теплой весточкой о дорогом и близком человеке, желанной и хранимой в семье. Для нас сегодня письма приобретают другое значение.
Фронтовые письма, на мой взгляд, помогают приблизиться к пониманию психологии тех поколений, что заплатили самым дорогим, жизнью, за Победу. Вряд ли кто-то будет спорить: без прошлого нет настоящего и будущего.
Наверное, я еще многого не смогла понять и увидеть, но убедилась: строки писем – это завещание погибших живым, нить из прошлого в будущее.
Светлана ТЕРЕБЕНИНА,
ученица 10-го класса Андомской школы, руководитель – Надежда Николаевна ИОНКОВА, учитель истории и обществоведения с. Андомский Погост, Вытегорский район, Вологодская область
Комментарии