В этом году сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (www.school-collection.edu.ru) начал работать в полноценном режиме. Сейчас на нем находится свыше 85000 ЦОР. Пожалуй, на сегодня это один из самых лучших сайтов такого типа. Не менее интересен сайт Единого окна Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (www.fcior.edu.ru), но, имея около 50000 ЦОР, он уступает Единой коллекции по ряду параметров. «На третьем месте» – сайт Российского образовательного портала (www.school.edu.ru).
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Ресурсы Единой коллекции (рис. 1) делятся на несколько категорий: учебные материалы нового поколения, тематические коллекции, региональные коллекции (сейчас их уже 10) и прочие. Все это разрабатывалось так, чтобы предусмотреть максимально простой и легкий путь для их использования преподавателями-предметниками*. Для этого здесь размещены такие ресурсы, которые:
поддерживают существующие традиционные учебники наборами ЦОР. Они рекомендуются для контингента учителей с минимальным опытом работы с компьютером;
предлагают информационные источники сложной структуры, которые могут как поддерживать традиционный учебный процесс, так и помогать в изучении отдельных тем инновационными способами;
предлагают некоторые инновационные учебно-методические комплекты, предназначенные для изучения полноценных предметных курсов, а также, что самое существенное, для изменения традиционного учебного процесса и получения новых, не достижимых ранее образовательных результатов.
Важно отметить, что все эти ресурсы прошли апробацию (хотя и неполную) разработанных материалов в конкретных школах. По ее результатам были выработаны заключения о пригодности использования ЦОР в школьной практике (или же отрицательное заключение, свидетельствующее о неэффективности подобных разработок). Такая массовая проверка проводится впервые*.
Опишем указанные группы ресурсов несколько подробнее.
Наборы ЦОР, расширяющие учебники/УМК, рекомендованные
к использованию
в учебном процессе
В качестве первой ступени для повышения эффективности учебного процесса и ознакомления педагогов с возможностями ИКТ в преподавании различных предметов Коллекция предлагает наборы ЦОР к учебникам (или УМК), входящим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на
2005/2006 и 2006/2007 учебный год. Наборы ЦОР представляют собой информационные источники, поддерживающие конкретные учебники/УМК определенной образовательной области. При использовании таких наборов учителю не требуется существенно менять традиционный учебный процесс – просто часть работы выполняется с использованием компьютеров.
Существующие УМК и/или учебники дополняются ЦОР, состоящими из:
методических материалов, помогающих учителю эффективно использовать в учебном процессе интерактивные технологии;
материалов, обеспечивающих возможность использования различных форм учебной работы (индивидуальное обучение, групповая работа, фронтальная работа).
Нужно отметить, что методические рекомендации зачастую относятся к группе однотипных ресурсов, но зато предлагается поурочное планирование отдельных уроков с использованием тех или иных ЦОР. При этом наборы ЦОР (всего в Коллекции их свыше 120) охватывают максимальное количество предметов/классов/учебников из Федерального перечня.
Это позволяет:
преподавателю-предметнику достаточно просто освоить использование средств ИКТ в педагогической деятельности;
улучшить качество преподавания за счет использования средств ИКТ, создания новых возможностей для изучения учебных материалов, привлечения новых видов заданий для самостоятельной работы учеников и так далее;
ориентировать учителя на достижение новых образовательных результатов – компетентностей, выражающихся в способности учеников самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности (коммуникативных, познавательных, оценочных, практических);
создать условия для того, чтобы ученики приобрели опыт выполнения заданий, требующих выбора стратегии собственных действий (в первую очередь – тестовых).
В качестве одного из возможных примеров можно привести набор ЦОР к учебнику «Геометрия. 7-9 кл.», созданному Л.С.Атанасяном и группой авторов. Он помогает перевести изучение геометрии на значительно более высокий уровень, так как в нем используются прекрасные динамические чертежи. Кстати, это не единственный набор ЦОР по математике, в коллекции есть ряд других, так что каждый преподаватель может выбрать тот набор и тот учебник, которые в наибольшей степени отвечают его потребностям (рис. 2).
После приобретения начального опыта по использованию набора ЦОР для конкретного учебника учитель сможет подбирать для проведения уроков и другие ресурсы из Коллекции (то есть те, которые создавались изначально для других учебников).
Информационные источники сложной структуры для системы общего образования (ИИСС)
Под ними понимается более сложный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и так далее), с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учеников и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области. ИИСС могут также поддерживать дидактические единицы в дополнительном образовании и межпредметных областях. В качестве образца рассматриваются следующие ресурсы:
ЦОР, поддерживающие деятельность ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам (разделам, предметной области);
учебные модули, которые помогли бы ученикам познакомиться с исследовательским аспектом определенной науки;
специализированные энциклопедии (искусство, история, география и так далее), определители растений и животных, ориентированные на разные возрастные группы учеников и разные географические и климатические зоны России;
комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу (ленты времени);
виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления;
сложные учебные интерактивные модели.
В Коллекции размещено около 70 ИИСС для базовых учебных предметов общеобразовательной школы. Пожалуй, наиболее сложными направлениями можно назвать те из них, которые ориентированы на изменение традиционного учебного процесса и требуют значительно более высокой квалификации от учителя-предметника. То есть эти ИИСС решают задачи трансформации учебного процесса с достижением новых образовательных результатов, но в применении не ко всему учебному курсу, а к отдельным его блокам или даже темам.
В то же время достаточно много ресурсов, которые можно использовать и в традиционном учебном процессе. В целом к использованию ИИСС преподаватели будут приходить после того, как получат определенный опыт работы с простыми наборами ЦОР.
В виде примера специализированной энциклопедии можно привести уникальный мультимедийный справочник-определитель «Птицы (Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь)», который содержит детальные сведения о 332 видах, 62 семействах, 20 отрядах, более 400 статей о птицах, более 1500 цветных рисунков, около 200 цветных фотографий. А главное, тут есть записи голосов 272 видов птиц (462 аудиофайла общей длительностью звучания 3,5 часа) из уникальной Фонотеки голосов животных имени профессора Б.Н.Вепринцева.
Совершенно новые возможности для преподавания биологии предоставляет ИИСС «Новая биология (вводный модуль)», созданный авторами В.Е.Зайцевой, Е.В.Коханович (Чудиновой), Е.А.Ковальчук, О.А. Красных и ЗАО «1С». Он построен на принципе проблемного введения знаний: учитель создает на уроке ситуацию, при которой ученики обнаруживают противоречие, формулируют гипотезы и проверяют их в групповой и самостоятельной работе с помощью натуральных и виртуальных опытов. Компьютерное моделирование в сочетании с возможностями проведения исследовательской работы только увеличивают возможности этого ИИСС.
Такие же возможности предоставляет ИИСС «Экспериментальные задачи по механике. 10 класс» (авторы – А.И.Фишман, А.И.Скворцов, А.Ф.Кавтрев, В.В.Монахов, Л.А.Евстигнеев при участии ООО «Кирилл и Мефодий»), который предназначен для организации учебных занятий по физике в 10-м классе практически на любом уровне. Он предоставляет набор интерактивных моделей на базе видеофрагментов. Далее можно произвести необходимые измерения, занести полученные результаты в таблицу, построить графики, выдвинуть гипотезу или же получить помощь по выполнению работы и так далее.
Разработка инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) для системы общего образования
Под ИУМК понимается полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учеников к жизни в условиях информационного общества. Это предполагает:
фундаментальность общеобразовательной подготовки;
способность учиться;
коммуникабельность, умение работать в коллективе;
способность самостоятельно мыслить и действовать;
способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
Все это формирует требования к критериям отбора учебного содержания. Конечно же, оно зависит от направленности курса (естественно-научного или гуманитарного), но тем не менее может включать и общие рекомендации. Как правило, текст параграфа содержит уже сформулированные тезисы, понятия, идеи соответствующей науки. В таком материале даны ответы, а в основной школе необходимы вопросы. Вопросной форме организации учебного материала способствует, например, представление двух версий одной проблемы с заданием сравнить и сформировать собственную точку зрения, что стимулирует собственное действие и изложение проблем, не нашедших еще своего разрешения, и тому подобное.
Что касается требований к учебному содержанию, то отбор материала производится с ориентацией на возможность его анализа, экспериментирования с ним, предложения собственных точек зрения. Частью обучения становятся задания по организации результатов собственного эксперимента, анализа, обдумывания. Особое внимание уделяется заданиям, где представлен (и выделен) материал для работы и определен тип работы. Это заставляет сопоставлять и сорганизовать собственную точку зрения с условиями задачи.
Таким образом, при разработке ресурса ставилась задача создания принципиально новых перспективных или инновационных УМК, под которыми понимается полный набор учебных и методических материалов, необходимых для организации и проведения образовательного процесса в условиях ИКТ-насыщенной среды. Подразумевается, что ИУМК в первую очередь предназначены для модификации традиционной классно-урочной системы преподавания, то есть для организации инновационных форм обучения.
Методическая часть – одна из важнейших составляющих ИУМК. Если при работе с наборами ЦОР в традиционной классно-урочной схеме еще можно рассчитывать на то, что преподаватели смогут самостоятельно обогатить традиционный учебный процесс использованием отдельных ресурсов, то при разработке ИУМК роль методического сопровождения возрастает многократно. Это связано с двумя одновременно решаемыми задачами: перестройкой учебного процесса и активным использованием средств ИКТ. Поэтому каждый ИУМК обязательно включает в себя методические рекомендации по его использованию в учебном процессе.
Конечно, все это требует более высокой квалификации преподавателей, но для тех, кто уже плодотворно использовал наборы ЦОР или отдельные ИИСС, овладение работой с ИУМК не представит затруднений.
Единая информационная образовательная среда
Все ЦОР, которые рассмотрены выше, работают на уровне образовательного учреждения под управлением Системы организации и поддержки учебного процесса «1С Школа». Эта оболочка обеспечивает локальное хранение ресурсов, их эффективное использование, ведение портфолио учеников и многое другое. Важно отметить, что, как и сами образовательные ресурсы, оболочка предоставляется для потребностей образования бесплатно. В настоящее время доступ к ней обеспечивается через раздел Инструменты – Инструменты организации учебного процесса на сайте Единой коллекции. В архивированном виде эта система занимает около 100 Мб.
Тематические коллекции
В какой-то мере одноименный раздел можно назвать уникальным, особенно с точки зрения образовательных возможностей (рис. 3). Теперь школе стали доступны архивы радиостанции «Орфей» с ее литературно-музыкальными композициями, коллекции Исторического музея и так далее. Да и что может заменить аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии, которые являются бесценным пособием при изучении литературы?
В разделе Электронные издания особо хотелось бы выделить Очерки иконографии западного искусства (рис. 4). Практически это ключ к пониманию многих произведений классического искусства. Этот раздел, как и многие другие, можно использовать для самообразования или для подготовки различных докладов и рефератов.
Пути совершенствования коллекции
Несмотря на то что профессионалы оценивают Единую коллекцию весьма высоко, к ней можно предъявить ряд замечаний и пожеланий для дальнейшего развития*.
Конечно, в ней еще достаточно много текстовых материалов, а хотелось бы больше мультимедийных. Поисковый центр позволяет при некотором опыте найти необходимые ресурсы, но нужна работа по коррекции карточек ресурсов (нужно уточнять данные в карточках, которые были представлены разработчиками). Должны быть выработаны новые тезаурусы и улучшены возможности поиска для того, чтобы преподаватель мог за минимальное количество шагов найти требуемый ресурс и понять, действительно ли это то, что ему необходимо. Поэтому нужна тщательная оценка ресурсов.
О последней особенности следует написать детальнее, и это касается всех сайтов, на которых размещаются электронные образовательные ресурсы. Сейчас количество созданных для образования ресурсов составляет несколько сот тысяч, а может быть, и порядка миллиона. При поиске требуемого ресурса в ответ можно получить десятки названий. У обычного учителя нет возможности просмотреть все и выбрать наиболее подходящий для его целей ресурс. Поэтому весьма актуальной является задача создания методических и экспертных групп, сетевых сообществ и тому подобное, чтобы проводить анализ и оценку созданных ресурсов, выявлять лучшие, готовить соответствующие обзоры ресурсов.
У каждого способа оценки ресурсов есть свои достоинства и недостатки. Так, если оценивать будут только сами преподаватели, то это будет мнение практиков, но можно получить хвалебную или завышенную оценку весьма посредственных ресурсов. Это часто бывает в том случае, когда преподаватель только начинает работу с электронными ресурсами и находится в эйфории от возможностей ИКТ. Группа квалифицированных экспертов (в нее могут входить специалисты в области информатики, педагоги, библиотекари, методисты и так далее) может проанализировать ресурсы значительно более квалифицированно, но это требует больших финансовых затрат. Уже сейчас в Единой коллекции предлагается оценить размещенные материалы методом прямого опроса (хотя при этом за счет мобилизации друзей и знакомых можно также получить не совсем корректные оценки).
Также нужно продолжить работу по информированию широкой педагогической общественности о том, что такая Коллекция (и не только она) начала работу и ее ресурсами можно воспользоваться бесплатно. В том числе необходимо разместить ссылку на буклет «Учебные материалы нового поколения в проекте «Информатизация системы образования» (ИСО)», изданный в Национальном фонде подготовки кадров на титульной странице сайта, поскольку этот буклет достаточно хорошо описывает возможности использования ЦОР в школьном учебном процессе.
В этом смысле можно отметить начатую работу на сайте сетевого образовательного сообщества «Открытый класс» (http://openclass.ru), на котором также начато обсуждение вопросов методик использования цифровых (электронных) образовательных материалов в учебном процессе. Что эти вопросы интересуют многих, свидетельствует то, что тему «Что можно улучшить в Коллекции» за короткий срок августовского педсовета просмотрели более тысячи человек.
Таким образом, Единая коллекция ЦОР создана. Начинается ее практическое использование, которое и поможет полностью определить дальнейшие пути использования и совершенствования коллекции.
Сергей ХРИСТОЧЕВСКИЙ, заведующий лабораторией «Проблемы информатизации образования»
Института проблем информатики РАО
Комментарии