Не так давно в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды» (2001 – 2005 годы) в сети «Интернет» разместились российские образовательные порталы. Разработчиком одного из них, отвечающим за естественно-научное направление, стал Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет). О том, что представляет собой портал и каково его назначение, рассказывает ректор СПбГИТМО Владимир ВАСИЛЬЕВ.
-Мы стремились сделать свое «произведение» понятным и доступным по максимуму. Его заставка выражена ядром, от которого расходятся в разные стороны предметные области: математика, физика, химия, биология. Здесь же сосредоточена информация о наших партнерах и вузах – разработчиках портала. Предметные области рассчитаны на уровень различных аудиторий (учащиеся и преподаватели) и на различный уровень образования (общее и высшее). Есть интернет-конференция, а также услуги: от базы данных до видеоурока. Поскольку практически все знакомы с библиотечной системой, то мы старались придерживаться этой схемы. Принцип пользования нашими ресурсами напоминает принцип пользования библиотечным каталогом. Допустим, вы «кликнули» предметную область – физику. Открываются все ее основные разделы: механика, астрономия, молекулярная физика, физика твердого тела, оптика и так далее. Вы выбрали оптику, и вновь открылось вложение, где эта область разбита на несколько блоков. Если вас интересует более конкретное понятие или явление, вы можете еще «кликать», пока не обнаружите искомое. На каждое вложение обязательно работают такие услуги, как словари, энциклопедии, тесты, методические материалы, лабораторный практикум, наглядные пособия и так далее.
– Владимир Николаевич, эту информацию можно найти в интернете и без помощи портала.
– Согласен, но вот в чем принципиальное отличие поисков. Любая сетевая поисковая система на запрошенное ключевое слово, извините, вывалит на вас такой объем информации, что вы расхотите в нем разбираться. К тому же в найденном тексте может быть неквалифицированное суждение, а то и грубая ошибка. У нас все собрано, упорядочено, структурировано по разделам, по уровню образования. Мы сделали еще одну очень важную вещь: при разработке портала создали редакционные группы. То есть все материалы, представленные в русскоязычном интернете, проверялись, экспертировались лучшими педагогами. Они выносили свой вердикт, и только тогда ресурс вкладывался в тот или иной раздел. Другими словами, мы подписывались под каждой информацией: да, она хороша для пользования, она качественна и содержательна. Если вы заглянете в портал, то обнаружите за любым ресурсом ответственное за его качество лицо.
– Естественно-научный портал создал петербургский вуз. Почему?
– Потому что мы с нашими партнерами выиграли открытый конкурс на его разработку. При рассмотрении проектов учитывалось несколько вещей, но первостепенными были: наличие ресурсов в данном направлении (электронные учебники, базы данных, виртуальные лаборатории, задачники) и опыт их разработки. Наш вуз, безусловно, координировал всю работу, а закрывали предметные области вузы-партнеры. Например, химию – МГУ, Санкт-Петербургский электротехнический институт (технический университет), физику – СПбГИТМО, Московский физико-технический институт, СПбГУ, Челябинский государственный университет. Но «закрывать» не означает только вкладывать свое, наработанное, это еще и участие в редакционных группах, о которых говорилось выше. А также техническая деятельность, когда необходимо разноформатные ресурсы привести к единому знаменателю, создать программный продукт.
– Какова польза от наличия такого портала в интернете?
– Очень существенная. Особенно для школьников, что оторваны от библиотек. Для школ, не имеющих наглядных пособий, мини-лабораторий. Им достаточно иметь доступ в интернет, чтобы пользоваться нашей обширной базой данных, книгофондом. Они могут произвести любой лабораторный опыт, проверить себя по задачнику, прослушать интерактивную лекцию. Для педагогов это возможность обмена информацией и получения услуги. Тем более что в качестве и того и другого сомнений нет.
– Сейчас реализуется программа «Компьютеризация сельской школы». Привозят компьютеры, ставят их, а дальше что? Машина должна работать. Благодаря таким порталам она становится образовательным ресурсом.
– Есть статистика посещений портала?
– Интерес он вызывает большой. Достаточно заметить, что мы занимаем девятое место среди всех порталов по посещаемости. За день это порядка 1000 обращений.
– Владимир Николаевич, сама идея образовательных порталов, конечно, не российская?
– Она общемировая. Но должен вам сказать, что мы при создании своего портала избежали кальки с зарубежных аналогов. Ресурсы, разработанные нами, созданы в традициях российской школы, как высшей, так и общеобразовательной. И это вызывает неподдельный интерес со стороны иностранных коллег. Некоторые виртуальные лабораторные опыты приводят их, я бы сказал, в изумление.
– Естественно-научный портал создан. На этом можно считать процесс завершенным?
– Конечно, нет. Портал постоянно будет обновляться за счет пополнения ресурсов. В перспективе видится создание дискуссионного клуба, где учителя смогут общаться друг с другом, обсуждать, как лучше подать ту или иную тему, как провести ту или иную телеконференцию. Если фантазировать, то в будущей жизни портала школьники могут списываться с конкретным учителем, получать от него задания, выполнять их. Это может быть штрихом того, что мы называем дистанционным обучением.
Комментарии