Кто сказал, что в городе Сочи – темные ночи? Не темнее, чем везде. А озаренные мерцающим светом гигантского киноэкрана, установленного на площади перед Зимним театром, они и вовсе обретают прозрачность северных белых ночей. Вот уже семнадцатый год подряд на несколько июньских дней южная столица России превращается еще и в столицу кинематографическую: во всяком случае само название «Кинотавр» сегодня уже в расшифровке не нуждается.
…Губернатора Краснодарского края Александра Ткачева и самого можно по незнанию принять за большую кинозвезду. Издалека, например, за раннего Грегори Пека, вблизи – за молодого Николая Рыбникова. Нет, правда, присмотритесь повнимательнее – что-то общее есть. В любом случае губернатора можно смело снимать в кино.
«Добро пожаловать в Сочи, в русские Канны. Хотя Каннам по сравнению с нами кое-чего все же не хватает… У них нет наших олимпийских амбиций», – речь губернатора на открытии «Кинотавра» внесла в зал заметное патриотическое оживление. «Каннские» аналогии, конечно, напрашиваются сами собой, но все-таки хочется дожить до того дня, когда не нас будут равнять на Лазурный Берег, а Лазурный Берег вдруг, ну хотя бы изредка, начнут называть французским Сочи. Между тем о Каннах за эту фестивальную неделю вспоминали куда как часто. И не только как о метафоре или аллегории. На многочисленных «круглых столах», пресс-конференциях и дискуссиях – по числу деловых мероприятий «Кинотавр» на сей раз мог смело тягаться с саммитом в Давосе или с ежегодной встречей «Большой восьмерки» – говорили о том, что международные фестивали вообще, а Каннский особенно, не слишком, мягко скажем, охотно принимают русское кино, не хотят замечать его очевидных успехов и взлетов. Из года в год отказывают отечественным картинам в «шенгенской визе» без объяснения причин. А ведь Россия сегодня снимает все активнее, более того, есть работы – таких немного, но не замечать их – значит расписаться в собственной профессиональной слепоте, – которые могли бы украсить сколь угодно высокий европейский экран. Яркая, очень сильная программа последнего «Кинотавра» тому живое подтверждение. «Меня у вас не будет, мне вас жаль» – остается лишь посочувствовать западным киносмотрам, поддавшимся каким-то немыслимым устаревшим предрассудкам, обделившим тем самым и себя, и своего зрителя.
Добросовестно выполнить все программные «предписания» организаторов невозможно. 120 фильмов за семь дней – это чересчур даже для закаленных. Каждому приходится выбирать, что важнее: неигрововая ретроспектива «В зеркале документа» или «Фестивальные лауреаты», «90-е. Кино, которое мы потеряли» или «Возвращенные шедевры. Реконструкция «погибших» фильмов». Тем, кому захотелось бы поставить рекорд по количеству часов, проведенных перед экраном, пришлось бы начать в 10 утра, а закончить ближе к рассвету. Впрочем, такие «каскадеры» находились: заглянув в первую фестивальную ночь в зрительный зал гостиницы «Жемчужина» – стрелки часов между тем уже бодро намекали на то, что не за горами завтрак, – можно было увидеть, например, знаменитого киноведа Кирилла Разлогова, в гордом одиночестве наслаждавшегося афганско-французской психологической драмой «Земля и пепел».
Длинноногие и волоокие кинодивы, слетевшиеся на черноморский берег, будто стая экзотических бабочек, разработали собственное расписание: пляж – салон красоты – кинозал – ночная дискотека. Погода насмешливо скорректировала их планы: дожди зарядили на несколько дней, на море поднялся шторм, и зрителей на просмотрах поневоле прибавилось. Но светские хроникеры все равно трудились в поте лица, не покладая рук: вот режиссер Юрий Грымов в цветастых шортах, уютно расположившись в шезлонге, почитывает Харуки Мураками, вот актриса Оксана Фандера – большой человек, между прочим, член жюри – «глядит на мир по-детски»: скинула туфли и бежит по лужам босиком.
Главным в расписании журналистов и критиков были ежедневные пресс-конференции и вечерние «Киноринги»: съемочная группа прошедшего накануне конкурсного фильма сажалась на «лобное место» и, мужественно сжав зубы и собрав волю в кулак, выслушивала все, что думает о ней киноведческое большинство. Но если принять на веру утверждение, что только в споре рождается истина, значит, жаркие ночные бдения были не напрасны.
Программа «Кинотавра» подтвердила: летом и грядущей осенью нам будет что посмотреть и о чем поразмышлять. Пойдем по порядку.
«Остров», режиссер Павел Лунгин. В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев.
О чем? Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и Тихон перевозят уголь, захватывают немцы. Анатолий очень хочет жить и согласен собственноручно расстрелять товарища, лишь бы спастись самому. Остаток дней он проводит в монастыре на северном острове и слывет в округе чуть ли не святым. Но чувство вины не дает ему дышать.
Для кого? Для тех, кто умеет читать между строк, ценит суровые психологические драмы и не прочь поразмышлять о смысле жизни, о происхождении греха и раскаяния.
«Гадкие лебеди», режиссер Константин Лопушанский. В ролях: Григорий Гадий, Алексей Кортнев, Леонид Мозговой.
О чем? Экранизация одноименной повести братьев Стругацких. В городе-призраке, потонувшем в беспросветном дожде, живут необычные дети: философы, вундеркинды, волшебники. Воспитывают их странные существа – мокрецы, то ли мутанты, то ли пришельцы. Но мир «нормальных людей» не переносит «иных»: город решено уничтожить.
Для кого? Для поклонников братьев Стругацких и режиссера Андрея Тарковского – его стилистика повсюду.
«Живой», режиссер Александр Велединский. В ролях: Андрей Чадов, Алексей Чадов, Максим Лагашкин, Владимир Епифанцев.
О чем? Кир возвращается домой из Чечни. В последнем бою он потерял ногу и всех своих друзей. Но внезапно герой понимает, что он не один: погибшие друзья неотступно следуют за ним как живые. Только руку протяни – и коснешься…
Для кого? См. фильм «Остров». Минус – торжественные и мрачные виды северной природы.
«Связь», режиссер Авдотья Смирнова. В ролях: Анна Михалкова, Михаил Пореченков.
О чем? Он в Москве, она в Петербурге. Он женат, она замужем. Они не могут быть вместе, а уж друг без друга – тем более.
Для кого? Для поклонников качественных мелодрам. Для тех, кто никак не может решиться или, наоборот, твердо настроился на развод.
«Мне не больно», режиссер Алексей Балабанов. В ролях: Александр Яценко, Рената Литвинова, Никита Михалков, Дмитрий Дюжев, Инга Оболдина, Сергей Маковецкий.
О чем? Трое приятелей решают открыть собственное дизайнерское бюро. Первый заказ от таинственной красотки Натэллы не приносит денег, зато дарит главному герою большую любовь.
Для кого? Те, кто искренне полагает, что герои режиссера Балабанова способны только бегать, прыгать и вышибать друг другу мозги в кровавых драках, будут приятно удивлены: герои Балабанова умеют любить.
«Перегон», режиссер Александр Рогожкин. В ролях: Даниил Страхов, Алексей Серебряков, Анастасия Немоляева.
О чем? 1942 год. Транзитный аэродром на Чукотке. Американские союзники, на поверку оказывающиеся премиленькими барышнями, доставляют с Аляски истребители «Аэрокобра», а советские летчики перегоняют их на фронт. Война далеко, а любовь и ненависть близко.
Для кого? Для того, кто тоскует по забытому жанру киноромана. Интересуется деталями быта северных народов – чукчей и эскимосов. Готов к тому, что все закончится не слишком хорошо.
«Изображая жертву», режиссер Кирилл Серебренников. В ролях: Юрий Чурсин, Анна Михалкова, Марина Голуб, Марат Башаров, Лия Ахеджакова.
О чем? Валентин, инфернальный юноша с безумным взглядом, работает на следственных экспериментах «жертвой». На нем, будто на тряпичной кукле, убийцы демонстрируют, как они топили пострадавших, выбрасывали их из окон, пыряли ножом.
Для кого? Если вы не переносите ненормативную лексику и черный юмор, вам эту картину лучше не смотреть. Но жюри «Кинотавра» под предводительством знаменитого кинодраматурга Рустама Ибрагимбекова сочло ее лучшим фестивальным блюдом. Так что, может, все-таки есть смысл рискнуть…
Сочи – Москва
Призы семнадцатого открытого российского кинофестиваля «Кинотавр»
Гран-при – «Изображая жертву», режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ
Лучший режиссер – Борис ХЛЕБНИКОВ, «Свободное плавание»
Лучший сценарий – Игорь ПОРУБЛЕВ и Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ, «Живой»
Лучшая женская роль – Рената ЛИТВИНОВА, «Мне не больно»
Лучшая мужская роль – Александр ЯЦЕНКО, «Мне не больно»
Лучшая музыка – Андрей СИГЛЕ, «Гадкие лебеди»
Лучший дебют – «Связь», режиссер Авдотья СМИРНОВА
Специальный диплом жюри – «Эйфория», режиссер Иван ВЫРЫПАЕВ
Приз Гильдии кинокритиков и киноведов России «Белый слон» – «Живой» и «Изображая жертву»
Победитель конкурса «Кинотавр». Короткий метр» – «Девочки», режиссер Валерия ГАЙ ГЕРМАНИКА
Приз за вклад в развитие отечественного кинематографа – режиссер Станислав ГОВОРУХИН
Комментарии