search
main
0

Провалы и прорывы 24-го. В год появления «Учительской газеты» образование изменилось до неузнаваемости

Начало минувшего столетия было богато на события… В 1924 году Советский Союз установил дипломатические отношения с Великобританией, Норвегией, Францией, провел денежную реформу, поднял в воздух первый советский пассажирский самолет и отправил в путь первый грузовой автомобиль, собранный из отечественных материалов. Даже Санкт-Петербург, который многие еще порой зовут Ленинградом, именно в 1924 году получил свое новое имя. В этот же год в старой столице открылся Театр сатиры, вышли первые номера журналов «Смена», «Мурзилка», газеты «Красная звезда», «Строительной газеты» и др. А 3 октября педагоги впервые открыли номер своего собственного издания – «Учительской газеты». За 90 лет она менялась структурно и содержательно, но всегда старалась говорить о самом важном и актуальном. Сегодня мы решили вспомнить о том, в какой обстановке родилась наша газета.

Советское государство нуждалось в новых людях, и главным отличием их от «старых» должно было стать образование. Оно больше не должно было восприниматься как роскошь, скорее как непременный атрибут советского человека. Новая власть сразу же пообещала обеспечить равенство образовательных возможностей и заявила о сохранении преемственности ступеней образования. Вскоре были отменены обязательные домашние задания, выставление оценок, экзамены, были введены примерные программы и гибкие учебные планы.Именно в 20-е годы была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Первые успехи были достигнуты уже к 1926-1927 гг. Перепись населения тогда выявила, что грамотными являются более половины граждан страны в возрасте от 9 до 49 лет.В 20-е годы в Советском Союзе наблюдался прирост числа учащихся всех возрастов. Росло и количество учителей: с 222974 человек в 1922-1923 гг. до 394848 в 1929-1930 гг. Это дало повышенную нагрузку на школы, число которых в начале 20-х годов, наоборот, постепенно сокращалось, достигнув минимума в 1922-1923 гг. Год спустя ситуация начала выравниваться: количество школ составило 83% от предвоенного уровня, а численность учащихся оказалась на уровне 1914 года. Так, в 87258 школах училось немногим более 7 миллионов учащихся.Полноценное финансирование системы образования в новом государстве удалось восстановить также лишь к 1924 году. После этого расходы на образование стабильно росли. Так, например, в 1925-1926 гг. они составляли уже 520 тыс. рублей (12,36% от бюджета).Задумались власти и о развитии национальных школ. Свои законы о всеобщем обучении получили: в 1924 году – УССР; в 1926-м – БССР, ЗСФСР и ряд республик Средней Азии. Правительство стремилось оказать им посильную помощь. В течение 10-15 лет после революции была создана письменность для абазинцев, адыгейцев, балкарцев, лакцев, ногайцев, тувинцев и других народов.В декабре 1922 года начало работу специализированное восточное издательство, которое выпускало учебники на национальных языках, и уже в 1924 году дети многих национальностей впервые в истории государства получили учебники на родном языке.Кроме того, правительство решило развивать сеть школ в национальных районах и привлекать в них детей коренных национальностей. Мероприятия проводились в зависимости от экономических, этнографических и географических условий территорий. Активно развивалось обучение детей в районах кочевий, для них также организовывались школы-интернаты.Процессы закрепления национальных языков в образовании можно было наблюдать и в Европе того времени. Так, с 24 февраля 1924 года государственным языком Люксембурга является люксембургский – франко-мозельский диалект немецкого, родной для всего населения герцогства. Тем не менее законы должны были издаваться на французском языке, а юридические дела велись на люксембургском, немецком и французском языках. Эти же три языка использовались и по сей день используются в системе образования практически на равных.Образование в мире также менялось. Первая волна изменений пришлась на год окончания Первой мировой войны. Усилилась централизация управления школами, были продлены сроки обучения в начальной школе и т. д. В 1918 году в Великобритании был принят закон Фишера, предусматривавший обязательное обучение в школе с 5 до 14 лет и содержавший положение об обязательном дополнительном обучении для всех в возрасте от 14 до 18 лет.Одной из основных задач педагогической науки во всем мире стала разработка модели нового человека и методов его формирования. Для его подготовки требовались методы обучения, развивающие прежде всего самостоятельность мышления.Педагоги-естествоиспытатели того времени (Жан Овидий Декроли, Мария Монтессори и их последователи) использовали достижения экспериментальной психологии и антропологии для всестороннего изучения ребенка. Они даже попробовали адаптировать методы лечебной педагогики для воспитания здоровых детей.А в 1919 году австрийский философ Рудольф Штайнер открыл в городе Штутгарте школу, которая впоследствии стала известна как вальдорфская школа. Самым эффективным средством развития личности Штайнер считал искусство, поэтому развитие ребенка здесь достигалось с помощью поэзии, ритмики, танца, театра и т. д. Также большое внимание он уделял овладению ремеслами. По наблюдению Штайнера, циклы физического, умственного и нравственного развития человека хронологически не совпадают, поэтому вальдорфская педагогика выстраивает обучение детей в зависимости от возрастного этапа. В начале XX века большое влияние на развитие образования оказала и еще одна школа. Педагоги-прагматисты, воспитанные на идеях американского философа и педагога Джона Дьюи, рассматривали образование как специально организованный детский опыт, основанный на самостоятельном действии и методе проектов. Однако руководство самостоятельной деятельностью учащихся все же оставалось за учителем.Было разработано две системы: система индивидуального обучения, или Уиннетка-план, где школьникам после диагностики их интеллектуальных возможностей предлагали самостоятельно осваивать учебный материал в оптимальном для них режиме, и система индивидуализированного обучения, или Дальтон-план, который предполагал совместное планирование школьниками и педагогами учебной нагрузки в начале учебного года.Дьюи выступал за практическую направленность воспитания и предлагал решать его задачи с помощью спонтанного развития ребенка. Он отмечал, что «ребенок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания». Воспитание в таком случае оказывалось воспитанием личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям». Конечным итогом его должна была стать выработка навыков самообучения.Кроме того, Дьюи и его последователи (Георг Кершенштейнер, Элен Паркхерст и др.) считали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого члена общества, с детства заботясь о его здоровье, отдыхе, карьере и т. д.В 20-е годы Джон Дьюи отправился в Китай и Турцию, чтобы помочь местному правительству провести реформы систем образования. В 1924 году Дьюи предложил Министерству образования Турции внедрить в школьную практику принцип «Школа на каждом рабочем месте, рабочие места в каждой школе».Бесплатное обязательное образование было введено в Турции в 1924 году. Спустя четыре года произошел переход с арабского алфавита на латиницу. В это же время было введено совместное обучение в начальных школах.В 1928 году Анатолий Луначарский пригласил Дьюи в Советский Союз, чтобы помочь Наркомпросу в освоении метода проектов. Идеи прагматизма тогда привлекали внимание учителей и в СССР и воспринимались как средство создания школы нового типа. Удалось прославленному ученому встретиться и с Надеждой Крупской, без активного участия которой невозможно было бы помыслить о рождении «Учительской газеты».Однако в 1937 году Дьюи, открыто занимавшийся правозащитной деятельностью, заступился за Льва Троцкого, заявив, что все обвинения против него и его сына искусственно сфабрикованы. Ученый тут же был объявлен пособником троцкизма, а его книги, издававшиеся в 20-е годы огромными тиражами – «Введение в философию воспитания», «Школы будущего», «Школа и ребенок», «Школа и общество», – было приказано изъять из советских библиотек. Они вновь стали доступны читателю лишь в начале 90-х.Очевидно, что при всем позитивном реформаторском настрое в системе советского образования 20-х годов прошлого века были и свои минусы. Образование было идеологически окрашенным. Школа рассматривалась как орудие перестроения общества. Основной целью школы оказалось обеспечение образования в условиях ускоренной индустриализации страны. Преобладали семилетка и фабрично-заводские училища, рабфаки небрежно готовили детей рабочих и крестьян к поступлению в высшие учебные заведения. В то же время именно такие выпускники имели преимущества при поступлении перед детьми дворян, духовенства и буржуазии.Советская власть опасалась «дурного» влияния старых специалистов на образование, поэтому вузовская профессура систематически подвергалась «чистке». В итоге к 1928 году, по сути, было необходимо создавать новый преподавательский корпус. Сами вузы были лишены автономии, закрывались кафедры философии. Юридические, филологические и исторические факультеты преобразовывали в факультеты общественных наук и педагогические.Тем не менее в целом у советского образования 20-х годов было много достижений. Во многом это обусловлено тем, что в его преобразованиях участвовали выдающиеся педагоги и психологи того времени: Станислав Шацкий, Моисей Пистрак, Лев Выготский, Альберт Пинкевич, Антон Макаренко и др. Свидетельством международного признания последнего стало заявление ЮНЕСКО 1988 года, определившее четверых педагогов, сформировавших способ педагогического мышления в ХХ веке. Ими оказались Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте