В феврале 2010 года вся наша страна переживала за участие российской сборной в зимних Олимпийских играх. Неудачные выступления большей части членов российской команды заставили задуматься о причинах таких плачевных результатов. По числу завоеванных наград наша северная держава из числа лидеров все дальше откатывается назад.
Среди лидеров в медальном зачете прошедшей зимней Олимпиады находятся Канада, Германия, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Южная Корея.
Эти страны отличаются от других не только экономическим благополучием, но и высоким индексом развития человеческого потенциала. Спорт, физическая культура, формирование здорового образа жизни – все это здесь входит в стратегию государства, направленную на улучшение качества жизни. Олимпийские победы являются не просто достижениями профессионального спорта, а отражают уровень здоровья нации.
Провальные результаты российской сборной на зимних Олимпийских играх не просто следствие недостатков в подготовке спортсменов, а отражение реального положения со здоровьем населения, и прежде всего подрастающего поколения.
Более половины детей школьного возраста имеют ослабленное здоровье. Почти две трети в возрасте 14 лет уже имеют хронические заболевания. Из числа выпускников общеобразовательных учреждений только 10% являются здоровыми. Около 80% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.
Если у нас нет здоровых детей, то откуда же могут взяться первоклассные спортсмены, способные стать олимпийскими чемпионами.
Сегодня показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 1960-1970-х годов. Он снизился почти вдвое. Кстати сказать, пропорционально ему уменьшилось и число завоеванных золотых медалей на зимних Олимпийских играх. Например, в 1976 году на XII зимних Олимпийских играх в Инсбруке (Австрия) сборная СССР завоевала 27 медалей, среди которых было 13 золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых. В 2010 году команда России завоевала 15 медалей.
В стране нет эффективной системы физического воспитания детей. Сегодня лишь единицы родителей прививают любовь к спорту и физическим упражнениям своим детям. Из современной российской семьи постепенно исчезла традиционная для всех народов России культура здоровья.
Надо, чтобы спорт пришел в семьи. Родители должны привить своим детям потребность в физических нагрузках и любовь к физической культуре. Для этого они должны вместе с ними заниматься спортом. Необходимо создать и развить новое направление массового спорта – семейный спорт.
Часть наших вполне здоровых детей теряет свое здоровье, добросовестно учась в современной школе. К сожалению, уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80% школьников, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы.
Школа должна не убавлять, а прибавлять здоровье нашим детям. Для этого нужно дать детям знания о здоровье и способах его сохранения, внедрить в школы здоровьесберегающие технологии, создать возможности для занятий физической культурой и спортом в учебных заведениях и в спортивных клубах. Эти идеи стали одними из главных составляющих национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая в начале 2010 года была утверждена Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым. В ней целый раздел посвящен сохранению и укреплению здоровья школьников. Нам следует поддержать эту инициативу и дополнить ее практическими предложениями, направленными на сохранение здоровья, развитие физической культуры и школьного спорта.
Кроме повсеместного введения новых нормативов занятий физкультурой и паспортов здоровья российского школьника надо сделать акцент на вовлечение детей в систему детско-юношеского спорта.
В соответствии с действующим законодательством спортивные школы (ДЮСШ, СДЮШОР) финансируются за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации. Уровень экономического развития и финансовые возможности регионов в настоящее время различаются в десятки раз. А значит, и возможности для содержания спортивных школ и детско-юношеского спорта также очень сильно различаются. Среди членов российских сборных практически нет спортсменов, представляющих малые города или сельскую местность.
Существующее количество спортивных школ не может обеспечить резкий рост числа детей, вовлеченных в регулярные занятия спортом. Необходимо создание множества новых детско-юношеских школ различных типов и видов и разработка для них инновационных учебно-тренировочных программ. Надо создавать спортивные школы на базе существующих учебных заведений, модернизируя соответствующим образом их материальную спортивную базу и расширяя педагогические коллективы за счет привлечения спортивных тренеров и педагогов.
За последние три года в детских спортивных школах число тренеров увеличилось приблизительно на 4-5%. При таком кадровом обеспечении осуществить прорыв в развитии массового детского спорта просто нереально. Все региональные и федеральные программы в сфере массового спорта сегодня невыполнимы из-за отсутствия квалифицированных тренерских кадров, готовых работать в детских спортивных школах и клубах. Молодые специалисты в области физической культуры и спорта не стремятся на работу в спортивные школы из-за невысокой заработной платы, отсутствия жилья и перспектив его приобретения.
Для исправления положения дел нужны в первую очередь повышение социального статуса работников и организаторов массового детско-юношеского спорта, пересмотр системы оплаты их труда.
Развитие детско-юношеского спорта сдерживается дефицитом спортивных сооружений. В настоящее время спортсооружения страны удовлетворяют потребности в них лишь на 20%.
Поэтому надо законодательно стимулировать привлечение внебюджетных источников на строительство многофункциональных спортзалов и физкультурно-оздоровительных комплексов по месту жительства, реконструкцию существующей материально-технической базы учреждений дополнительного образования спортивной направленности и оснащение их современным оборудованием.
У России есть только один международный проект, связанный с детско-юношеским спортом. Это международные детские спортивные игры «Дети Азии». Их проведение дало мощный импульс для развития детского спорта в Якутии. За прошедшие годы с момента их учреждения в республике была фактически создана современная инфраструктура детского спорта – построены новые стадионы, десятки спортивных залов и сотни спортивных площадок. Тысячи детей благодаря данному проекту вовлечены в регулярные занятия спортом. Этот опыт нужно активно использовать и разработать новые международные проекты для развития детского спорта. Вполне возможно создание проекта международных зимних детских игр.
К современным проблемам развития детско-юношеского спорта следует также отнести отсутствие детской спортивной медицины, современной диагностики уровня здоровья занимающихся и определения их физических качеств. Недопустимо, чтобы в ходе спортивных тренировок юные спортсмены портили свое здоровье из-за чрезмерных нагрузок или полученных травм. Родители должны быть уверены, что в процессе занятий спортом здоровье их детей будет контролироваться квалифицированными медицинскими работниками.
Развитие детско-юношеского спорта не может идти только лишь за счет увеличения количества спортивных школ. Необходимо создание доступных детских спортивных клубов при всех общеобразовательных учреждениях и по месту жительства.
Детские спортивные клубы должны быть в каждом районе, причем бесплатными, и именно в них должны быть созданы условия для семейных занятий спортом. Надо организовать здесь прокат, обмен и хранение спортивного инвентаря для семей. Нужно, чтобы спортивное оборудование было доступным для всех категорий населения независимо от уровня их материальных доходов. Для достижения этого нужно внести соответствующие коррективы в положение о смотре-конкурсе на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства и учебы. В нем должно учитываться не только наличие спортивного инвентаря и оборудования в спортивных клубах, но и возможности его проката для организации семейного спорта.
Министерству образования и науки РФ и Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ нужно обеспечить выпуск видеофильмов учебно-методического, теоретико-образовательного содержания для развития семейного и детско-юношеского спорта. Подобная практика существует во многих странах. Надо изучать и использовать лучший зарубежный опыт формирования здорового образа жизни и развития семейного спорта.
Диспансеризация школьников показала, что здоровье сельских детей хуже по сравнению с городскими детьми. Они живут в худших социальных условиях и имеют гораздо меньше возможностей для занятий спортом. Надо приложить усилия для исправления данного социального неравенства и больше строить в сельской местности универсальных физкультурно-оздоровительных комплексов, бассейнов, спортивных площадок. Прекрасный пример в этом отношении подает нам Липецкая область и Республика Мордовия, где для сельских детей строятся ледовые и плавательные спортивные комплексы.
Нужно использовать сделанные ими наработки и дополнить федеральную целевую программу «Социальное развитие села» разделом по развитию инфраструктуры физической культуры и спорта, особо выделив в ней детско-юношеский спорт.
Региональным и местным органам власти следует обеспечить работу детских спортивных секций и клубов на базе общеобразовательных школ в выходные дни. В эти дни должны проходить районные школьные соревнования.
Спорт должен стать универсальным средством оздоровления детей. Они должны не бояться тренировок и физических упражнений, а любить их и стремиться к ним. Для этого нужно сформировать новую философию и педагогику детского спорта, основанную на великих принципах олимпизма, модернизировать его материально-техническую базу и подготовить новое поколение детских тренеров и преподавателей физической культуры. Необходимо решить три взаимосвязанные задачи: создать инновационную систему семейного спорта, внедрить в учебные заведения здоровьесберегающие технологии и возродить на качественно новой основе школьный спорт, создать все условия детям для занятий спортом по месту жительства.
Михаил НИКОЛАЕВ, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Комментарии