search
main
0

Противостояние. В конфликте нет победителей. Есть только пострадавшие

История, случившаяся в Дятькове с заслуженным учителем РФ Евгением Батуриным, была из ряда вон выходящей. Принципиального учителя физкультуры, бессменного в течение двух десятилетий профсоюзного лидера уволили по статье. Евгений Иванович не боялся отстаивать интересы учительства, а теперь ему самому потребовалась защита. Даже после того как суд восстановил Батурина в должности, как явствовало из обращения в редакцию, гонения продолжались.

Судя по всему, учитель Батурин не опасался задавать неудобные вопросы руководителям всех рангов. Чего только стоит его обращение к губернатору области во время «Прямой линии»! Педагоги ожидали, что после 30-процентного повышения учительских зарплат у каждого из них произойдет значительный рост. Но этого не случилось, и Батурин напрямую спросил у губернатора, в чем причина. Именно после обращения Евгения Ивановича к губернатору в апреле 2012 года во вторую школу города Дятьково приехала внушительная комиссия во главе с директором Департамента образования и науки Брянской области Владимиром Николаевичем Оборотовым. И разговор на той встрече не ограничился одной зарплатой. По настоянию учителя физкультуры высокие гости посетили спортивный зал, убедились – ремонт просто необходим. Пообещали выделить средства. Что и говорить, инициативы учителю физкультуры не занимать. Тем паче что умеет Батурин вести разговор с чиновниками, грамотен, подкован юридически, знает, на какие законы сослаться. Одним словом, его энергию и дальше бы использовать на благо школы и детей. Увы! 27 апреля 2012 года учитель Батурин был уволен из школы по статье 336, пункт 2, Трудового кодекса РФ за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Далее у инициативного педагога началась совсем другая полоса в жизни – суды и разбирательства, письма и жалобы во все инстанции. Вот как сам учитель физкультуры излагает события того злополучного урока, перечеркнувшего все его былые заслуги: «Находясь на своем рабочем месте, в процессе проведения занятий по физической культуре в 6-м классе я подвергся грубому оскорблению со стороны учащейся этого класса Яны С. Естественно, я потребовал от несовершеннолетней покинуть помещение спортивного зала, тем более что на моем уроке ее не должно быть. Девочка занимается в спецмедгруппе. В этот же день мама Яны обратилась к директору школы с устной жалобой на мои якобы незаконные действия, выразившиеся в причинении мною побоев ее несовершеннолетней дочери. Директор, выслушав эту женщину, проявила явную заинтересованность в ее пользу и предложила написать заявление». Я недаром цитирую почти дословно, за исключением незначительных купюр, заявление Батурина. Оно говорит о многом. В том числе и о том, что учитель освоил в полной мере науку составления подобных заявлений. Сначала я думала, что это следствие тех долгих двадцати месяцев, когда обвиняемый в тяжелом проступке учитель вынужден был вести борьбу за возвращение своего честного имени, за признание увольнения незаконным. Ведь ему в суде пришлось доказывать, что не было нанесено телесных повреждений, когда он выводил за руку Яну из раздевалки. (В Дятьковской ЦРБ девочке поставили диагноз – растяжение связок левого лучезапястного сустава.)  В ходе судебного разбирательства было установлено, что физического насилия над ребенком не было, диагноз какими-либо объективными данными не подтвержден. Тогда физическое насилие в суде заменили на психическое (заключение дали педагог-психолог и директор Центра психолого-медико-социального сопровождения детей, хотя никаких документов, что эти лица обладают таким правом, суду представлено не было). Однако в иске о признании незаконным увольнения Батурину было отказано. Почему суд низшей инстанции принял такое решение? Ведь доказательств применения учителем методов обучения, связанных с физическим или психическим насилием над личностью, суду не было представлено. Смею предположить, что не последнюю роль сыграло желание наконец-то поставить на место неудобного учителя. К тому же весьма неприглядна, даже на мой взгляд со стороны, вся история с выдворением из спортзала высоким и сильным учителем ученицы, заметьте, хрупкой девочки с ограниченными возможностями здоровья. Но суду-то важны не эмоции, а объективные доказательства. Недаром беспристрастную Фемиду изображают с закрытыми глазами. Доказательная база вины Батурина была явно слаба, и это дало впоследствии основание Брянскому областному суду сделать вывод, что истцу необоснованно отказали в требовании о признании приказа об увольнении незаконным. (Психическое насилие экспертами, имеющими право делать такие заключения, подтверждено не было, справка от врача без соответствующих обследований, анализов и снимков не дает возможности оценить повреждение по степени вреда здоровью.) Суд обязал восстановить учителя Батурина на работе и выплатить ему зарплату за 20 месяцев вынужденного прогула. Это ни мало ни много, а более 340 тысяч рублей. Справедливость восторжествовала. Однако, как стало известно из последующего обращения в редакцию «Учительской газеты», гонения на принципиального учителя не закончились. – Вот куда меня перевели, дали маленький кабинет, – сетует теперь Евгений Иванович. – Тот, на втором этаже, был просторный, все папки хранились в одном месте, мог любую найти.  Кабинетик действительно маловат. От множества бумаг на столе, которые мне предстоит просмотреть, я теряюсь. Часть из них беру с собой в гостиницу, чтобы ознакомиться с ними не спеша, – подборки публикаций, многочисленные свидетельства отличной работы, заявления в различные инстанции, ответы… Обращаю внимание на листок, где мелким убористым почерком изложены претензии учителя Батурина к нынешнему директору Шилиной. «Памятка» насчитывает 14 пунктов. Среди них и предоставление необорудованного кабинета, и нагрузка в семи параллельных классах, и направление на медосмотр без предварительной оплаты со стороны школы и т. д.  Наш разговор в его кабинете продолжается не один час. Кстати, за письменным столом Евгений Иванович частенько засиживается допоздна. Работает с бумагами. К нашей встрече подготовился основательно. Добросовестно конспектирую сказанное. В дятьковской школе №2 работает с 1978 года. Заслуженный учитель РФ, учитель-методист, отличник физической культуры и спорта. С 1978 по 1982 год им построены баскетбольная и волейбольная площадки, два сектора для метания мяча и гранаты, круговая беговая дорожка, гимнастический городок с перекладинами, благоустроена территория, создана лыжная база и многое другое. В трудовой книжке несметное число записей о поощрениях.Превосходный спортсмен, имеющий первый спортивный разряд по баскетболу, он действительно в свое время стал находкой для школы. С 1983 по 1991 год команда второй школы – бессменный чемпион Брянской области по программе «Старты надежд». Вторая школа – маяк в плане физического развития и воспитания школьников. Районные и областные газеты не скупились на добрые слова в адрес «этого заводного Батурина». Растиражировали и слова героя первых полос, сказанные им на районном конкурсе «Учитель года-2001», где Батурин стал лауреатом. «Единственная высота, с которой можно судить о человеке, – его дела», – заявил учитель под номером один. Сказано точно. Увы, но публикации последних лет о Батурине посвящены не работе с детьми, не успехам его подопечных, а совсем другим делам. К примеру, в 2008 году «Дятьковский вестник» подробно рассказал о перипетиях с досрочным переизбранием Батурина. На профсоюзном собрании лидер заявил, что решение о его досрочных выборах он будет оспаривать в суде. Действительно, через два года после перевыборов, в июле 2008 года, суд постановил взыскать со школы №2 в пользу Батурина денежную выплату председателя профкома с 1 декабря 2006 года по 29 октября 2007 года в размере 8377 рублей и возместить расходы на оплату услуг адвоката в размере 3500 рублей. – В последние несколько лет все наши общие собрания превратились в театр одного актера, – с грустью скажет мне нынешний председатель профкома учитель математики Елена Петровна Апокина. – Всегда у Батурина находились претензии к руководству.Татьяна Владимировна Шилина – директор молодой, но за последние шесть лет многое сделано ею для школы. Об этом говорили мне учителя. Закуплена компьютерная техника, преобразилась столовая – появилось новое оборудование, стало уютнее в кабинетах – поставлены стеклопакеты, установлены новые санузлы для начального звена, решена проблема с кровлей, проводится ремонт спортзала… В школе должно воспитывать все, убеждена директор. Первым в городе учреждение отправилось в автономное плавание. Создать все условия для плодотворной работы учителей и успешной работы учеников – главная задача руководителя. Коллектив в школе сильный. К примеру, победитель областного конкурса «Учитель года-2014» работает во второй школе. Учитель истории и общественных дисциплин Марина Григорьевна Самуйленко выдержала непростую конкурентную борьбу, одержала победу и будет представлять Брянскую область на заключительном этапе Всероссийского конкурса. Мне удалось побывать у нее на уроке, получила незабываемые положительные эмоции. «По делам узнаете их» – сказано точно. Напросилась я на урок к своему герою, ради которого я оказалась в Дятькове. Признаюсь честно, от заслуженного учителя РФ я ожидала большего. Сделала вывод: нельзя жить былыми заслугами, их надо подтверждать и развивать. …Вторая школа вот уже пятнадцать лет носит имя своего земляка – общественного деятеля, доктора медицины Алексея Петровича Доброславина. Дятьковская вторая – единственная в стране – названа в честь этого известного в XIX веке просветителя. Создано ученическое Доброславинское общество. Но, увы, не защитила «говорящая» фамилия земляка коллектив от недоброй славы. В «Дятьковском вестнике» с завидной регулярностью появляются бойкие статьи с весьма красноречивыми заголовками: «Не смейте обижать учителей», «20 месяцев борьбы», «На поддержку учеников можно рассчитывать» и другие. Главным героем в них предстает Батурин, а директор школы и иже с ним соответственно – отрицательные персонажи. Убеждена, затяжной конфликт все доброе сводит на нет, в нем не может быть победителей. Есть только пострадавшие. Противостояние отнимает силы и время, значит, их меньше остается на созидательные дела. Нельзя же все время осуждать людей, иначе просто не хватит сил любить их….Уже в Москве я встретилась с учителем физкультуры Василием Павловичем Ореховым, который работал когда-то вместе с Батуриным и считает его своим главным наставником. Правда, благодарный ученик трудится уже более десяти лет в московской школе. В свои пятьдесят пять он в хорошей форме, установил даже три всероссийских рекорда на физическую выносливость. Я услышала немало теплых слов от бывшего коллеги в адрес Евгения Ивановича. И как он в бассейн возил дятьковских детишек, и как в «Орленок» они ездили. Такая добрая память многое говорит и о том человеке, кто ее хранит. Благодарность – качество сильных и добрых людей. Они умеют за все свои успехи благодарить обстоятельства, а за неудачи спрашивать строго прежде всего с себя. Увы, о том, как сегодня работает и чем живет его наставник, Василий Павлович мало осведомлен. Но его слова о единственной высоте, с которой можно судить о человеке, запомнил на всю жизнь.Дятьково, Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте