Подготовительный этап. Перед началом игры педагогу необходимо внимательно ознакомиться с ее содержанием и основными правилами, а затем с помощью нескольких ребят приготовить бланки сертификатов о повышении разряда, нужно подготовить класс (аудиторию). Для этого ставится отдельный стол, где будут размещаться сотрудники службы повышения квалификации, отдельный стол – для сотрудника банка. Остальные столы в классе можно не трогать.
После подготовки аудитории педагог объясняет ребятам, что в игре будут разыграны две основные роли:
1. Половина учащихся класса выступит в роли безработных, основная задача которых – устроиться на работу и получить максимальный заработок.
2. Вторая половина учащихся будет выступать в роли предпринимателей, которые заинтересованы в приеме на работу безработных, с тем, чтобы увеличить размер годовой прибыли своей фирмы. Кроме того, нужно назначить сотрудника службы повышения квалификации (одного-двух человек) и служащего банка.
Вводная часть
Нужно разделить ребят класса на две группы – безработных и предпринимателей. Это можно сделать несколькими способами:
а) по алфавиту (в классном журнале) отсчитать первую половину ребят и назвать их роль, например предприниматели. Тогда вторая половина учащихся будет выступать в роли безработных;
б) разделить класс по среднему ряду пополам, тогда, например, левая половина выступает в роли предпринимателей, а правая – в роли безработных;
в) дать возможность ребятам самостоятельно разделиться на две группы, подчеркнув при этом, что необходимо примерно одинаковое количество безработных и предпринимателей.
После распределения ролей начинается разъяснение целей и задач каждой группе участников. Текст инструкции можно заготовить и раздать каждому или прочесть эти инструкции с тем, чтобы ребята записали основные моменты в своих тетрадях (особенно это касается экономической информации).
Инструкция безработному
«Вы – безработный, но у вас есть первый квалификационный разряд. Вам надо зарабатывать деньги работой у предпринимателя. Работайте хоть сразу у всех, если сумеете подписать контракт. Контракт составляется письменно, в произвольной форме, но обязательные пункты: 1) вид работы и ее характер; 2) продолжительность рабочего дня (недели, месяца); 3) вид и размер месячной оплаты. Возможны и другие дополнительные пункты в контракте. Предприниматель должен оплатить вашу работу сразу после подписания контракта, если он подписан на срок не более одного года.
Вы имеете право повышать разряд. Переобучение на 2-й разряд стоит 2500 руб.; на 3-й разряд – 5000 руб.; на 4-й разряд – 10000 руб. Указанную сумму вы должны уплатить службе повышения квалификации, где вам выдадут сертификат. Повысив разряд, вы имеете право требовать у предпринимателя пересмотра контракта и повышения зарплаты.
Если вы заработаете в течение одного года (10-15 мин. игры) более 150000 руб., можете стать предпринимателем, уплатив в банк налог – 100000 руб. Став предпринимателем, вы сами можете нанимать работников.
Если в течение «года» вы не сможете подписать ни одного контракта, то вы вправе обратиться в банк для получения пособия по безработице в размере 250 руб. в месяц, т.е. 3000 руб. в год. Для получения пособия вам необходимо представить в банк хотя бы один письменный отказ предпринимателя в приеме на работу с указанием причин.
* Получив пособие по безработице, вы можете оплатить учебу на 2-й разряд и еще раз попытаться устроиться на работу, подписав контракт с одним из предпринимателей».
Инструкция предпринимателю
«Вы – предприниматель. Ваш стартовый капитал составляет 100000 руб. Вы можете на эти деньги нанимать работников. Контракт с работником составляется письменно в произвольной форме. Обязательные пункты: 1) вид работы и ее характер; 2) продолжительность рабочего дня (недели, месяца); 3) вид и размер месячной оплаты. Возможны и другие дополнительные пункты в контракте.
Вы должны оплатить работу сразу после подписания контракта с вновь принятым работником, если контракт подписан на срок не более одного года. При этом следите за наличием денег на вашем лицевом счете. Если у вас кончились деньги, вам нельзя нанимать других работников. Вам выгодно нанимать работников с более высоким разрядом, так как работник 1-го разряда приносит вашей фирме 1000 руб. чистой прибыли в месяц, 2-го разряда – 2000 руб., 3-го разряда – 3000 руб., 4-го разряда – 4000 руб.
Если вы получите за год менее 100000 руб. чистой прибыли, то вы объявляетесь банкротом и сами становитесь безработным с первым разрядом. При этом все ваши накопления конфискуются банком. Работник, повысивший свой разряд, имеет право требовать от вас перезаключения контракта на новых условиях.
Если в течение года (10-15 мин. игры) вы приняли на работу, то есть подписали контракты с 5 и более новыми работниками, ваша общая прибыль увеличивается на 10%».
Инструкция сотруднику службы повышения квалификации
«Вы внимательно следите за тем, чтобы в вашу службу приходили повышать квалификацию работники, у которых есть деньги на лицевом счете. Переобучение на 2-й разряд стоит 2500 руб., на 3-й разряд – 5000 руб., на 4-й разряд – 10000 руб.
Если у работника на лицевом счете есть необходимая сумма, вы лично снимаете эту сумму с его счета и только после этого выписываете ему сертификат о повышении разряда. Будьте внимательны!»
Образец
СЕРТИФИКАТ
Фамилия
Имя
Квалификационный разряд
Подпись
Инструкция служащему банка
«Вы внимательно следите за тем, чтобы все работники и предприниматели правильно и аккуратно вели учет своих денежных средств с помощью лицевого счета. Вы имеете право проверить правильность заполнения лицевого счета у любого участника. При обнаружении неточности в его лицевом счете вы вправе оштрафовать этого участника. Размер штрафа – от 2 до 10% общей суммы, имеющейся на лицевом счете данного участника в момент наложения штрафа. Будьте внимательны!»
Все расчеты между участниками осуществляются с помощью лицевых счетов, которые они готовят и ведут самостоятельно.
ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ
№ Приход, руб. Расход, руб. Остаток, руб.
3.
4.
5.
6.
и т.д.
После разъяснения функциональных ролевых целей каждой из групп учащихся педагог отвечает на возникающие у ребят вопросы. Можно спросить несколько человек о том, как они поняли свои права и обязанности, предписанные полученной ролью.
Перед началом игры целесообразно провести «репетицию» или «разминку» для того, чтобы ребята попробовали провести первые переговоры, успели составить и подписать контракт, то есть вжиться в роль. Для репетиции достаточно 5-7 мин. После проведения репетиции педагог еще раз отвечает на вопросы учащихся, напоминает им о необходимости четко и аккуратно вести учет денежных средств с помощью лицевого счета. Если кто-то из ребят выскажет желание переменить игровую роль, например, перейти из группы предпринимателей в безработные или наоборот, педагогу следует учесть эту просьбу, но по возможности сохранить равное количество и предпринимателей, и безработных.
Игра
По сигналу педагога, который отмечает время начала финансового года (10-15 мин. реального времени), школьники начинают активно действовать в соответствии со своими игровыми ролями. Безработный стремится подписать контракт с предпринимателями на наиболее выгодных для себя условиях. Как только подписывается контракт, он становится работником и получает заработную плату, которую записывает на свой лицевой счет. После этого он может обращаться в службу повышения квалификации и повышать свой квалификационный разряд.
Предприниматель стремится принять на работу нескольких работников, оговаривая в контракте все основные вопросы, в том числе размер заработной платы.
Педагог следит за ходом игры и оказывает в случае необходимости помощь.
Промежуточный анализ результатов
Через 10-15 мин. педагог останавливает активный игровой процесс и предлагает участникам заняться экономическим анализом ситуации, то есть определить итоги прошедшего финансового года.
Итоги года подводятся по следующим показателям:
1. Предприниматель определяет, какое количество работников он принял на работу в свою фирму, их квалификационный уровень и суммарную годовую прибыль фирмы, полученную от этих работников. При определении суммарной годовой прибыли предприниматель руководствуется теми нормативами, которые были приняты. То есть каждый работник первого разряда, принятый предпринимателем на работу, приносит его фирме 1000 руб. прибыли в месяц; работник второго разряда приносит 2000 руб. прибыли в месяц; работник третьего разряда – 3000 руб. и работник четвертого – 4000 руб.
Для определения размера годовой прибыли предприниматель должен сумму месячной прибыли умножить на 12. В том случае, когда предприниматель принял на работу в течение года пять и более новых работников (или перезаключил контракты с работниками, повысившими свой квалификационный уровень), вся полученная им прибыль увеличивается на 10%.
Те предприниматели, у которых сумма годовой прибыли окажется меньше 100000 руб., объявляются банкротами и переводятся в категорию работников с теми же правами, что и вся группа работников.
2. Работник определяет, какое количество денег он заработал, то есть сумму на лицевом счете (графа «Остаток»).
Тот работник, который заработал в течение одного года сумму в 150000 руб. и более, может переходить в разряд предпринимателей, уплатив в банк 100000 руб.
3. Безработный, то есть тот участник, который в течение года не смог устроиться на работу, не подписал ни одного контракта, предъявляет письменный отказ и получает в банке пособие по безработице в размере 3000 руб.
Когда все расчеты закончены, педагог отвечает на возникшие у участников вопросы и после этого объявляет о начале следующего финансового года. Этот «год» длится на 2-3 мин. меньше, чем предыдущий. Затем объявляется окончание года, проводится анализ его результатов и объявляется новый финансовый год.
После 3-4 «лет» игра заканчивается подведением окончательных итогов. Схема та же, что и при подведении промежуточных итогов, только участники должны суммировать полученные денежные суммы за все прошедшие годы.
Обсуждение
Завершив игру, целесообразно провести обсуждение ее итогов и результативности действий участников. Для этого можно попросить выступить ребят, занявших первые места в игровых группах (предпринимателей и работников), со своими впечатлениями и анализом своих действий в ходе игры. Что они предпринимали, чтобы достичь такого результата? Каким образом действовали? Что учитывали и т.д. Можно попросить выступить и тех, у кого самый низкий результат, с разбором причин неудачи.
В принципе слово для обсуждения игры должно быть предоставлено любому участнику. В заключение педагог отвечает на вопросы участников и делает выводы о проведенной игре.
Направления развития игры
1. Возможно повторение игры на тех же условиях, но при полной смене ролей. Те участники, которые играли предпринимателей, становятся работниками, а тот, кто был работником, играет роль предпринимателя.
2. Предприниматели могут объединяться в группы фирм (корпорации) для более быстрого завоевания рынка труда. Но в этом случае объединившиеся предприниматели должны платить в Фонд социального страхования (Фонд помощи безработным) 5-10% своей годовой прибыли.
3. Работники также могут объединиться в Ассоциацию работников (профсоюз) и отстаивать свои профессиональные права перед лицом предпринимателей. В случае безработицы эти работники получают дополнительное пособие по безработице в размере 200 руб. в месяц.
Жанна ШАБАНОВА, учитель экономики, Саранск
Комментарии