search
main
0

«Противоречия в политике государства сдерживают развитие образования». Галина МЕРКУЛОВА

С 5 апреля 2000 года, когда состоялся III очередной съезд профсоюза, мы с вами прошли трудный, но достаточно плодотворный путь. За этот период профсоюзу удалось добиться повышения заработной платы работников отрасли, что позволило несколько сократить разрыв в оплате труда с промышленностью, резко увеличившийся в 2001 году.

Удалось предотвратить ускоренную реализацию подготовленной Минтрудом Концепции реформирования оплаты труда в бюджетной сфере, основными целями которой были снятие ответственности государства за установление ставок заработной платы и окладов работников учреждений бюджетной сферы и передача в компетенцию субъектов Российской Федерации и даже органов местного самоуправления права устанавливать размеры тарифных ставок и окладов, а также определять сроки повышения заработной платы работников общеобразовательных учреждений.

А значит, удалось пока сохранить работникам отрасли на всей территории России гарантии по оплате труда, устанавливаемые на федеральном уровне. Пока удается противостоять процессу обвального сокращения рабочих мест в школах, дошкольных учреждениях, учреждениях профессионального образования.

Значительные усилия пришлось предпринять профсоюзу, чтобы:

• сохранить право педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии до наступления установленного пенсионного возраста при наличии специального стажа не менее 25 лет (за выслугу лет);

• предотвратить приостановку выплаты повышенных на 25% ставок и окладов специалистам в сельской местности;

• предотвратить принятие решений об увеличении нормы часов за ставку преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования, а также об установлении всем педагогическим работникам 6-часового рабочего дня или 36-часовой рабочей недели независимо от должности, типов и видов образовательных учреждений;

Удалось предотвратить отмену льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности в ходе осуществляемой реформы жилищно-коммунального хозяйства. Только теперь право принимать решения о предоставлении этих льгот передано субъектам РФ.

7 июля принят, а с 12 июля вступил в силу Федеральный закон № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений», который явился результатом многолетней борьбы профсоюза за восстановление ответственности государства за положение школы, за обеспечение своевременного и стабильного финансирования и выплаты заработной платы ее работникам.

Следует особо отметить, что закон в части финансового обеспечения государственных гарантий распространяется только на муниципальные общеобразовательные учреждения различных видов.

Однако, учитывая, что в ведении органов местного самоуправления находятся, как правило, почти все дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей, субъекты РФ вправе в рамках своей компетенции и с учетом последних изменений в законодательстве принять решения по согласованию с органами местного самоуправления об установлении аналогичного порядка финансирования этих типов образовательных учреждений.

Таким образом, в 2004 году в нашей отрасли фактически будет осуществляться пилотный проект по апробации новых организационно-финансовых механизмов, а также по разграничению полномочий в сфере образования между региональным и местным уровнями власти, их финансовому обеспечению.

Существенную помощь регионам при определении мер по реализации этого закона, прежде всего при формировании бюджетов на 2004 год, может оказать письмо Минобразования России от 19 августа 2003 г. № 20-51-2564/20-05, к которому прилагаются Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования. В частности оно содержит конкретные позиции по формированию нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося и их минимальные значения, лежащие в основе механизма определения размеров субвенций местным бюджетам в 2004 году.

В Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с февраля 2002 года, по предложению профсоюза внесены статьи, характеризующие особенности бюджетных организаций, в частности:

• установлена дополнительная ответственность собственника (учредителя) бюджетного учреждения в трудовых отношениях, в том числе за погашение долгов по заработной плате и ее своевременное повышение;

• право работников на приостановку работы в случае задержки выплаты заработной платы и получение денежной компенсации за каждый день задержки;

• учтены особенности регулирования труда педагогических работников в вопросах нормирования труда, режима труда и отдыха;

• размеры тарифных ставок и окладов Единой тарифной сетки закреплены в качестве основных государственных минимальных гарантий по оплате труда работников бюджетной сферы.

ЦК профсоюза подготовил с участием территориальных профсоюзных организаций около 40 поправок к Трудовому кодексу РФ, более 2/3 из которых вошли в состав предложений от профсоюзной стороны РТК. Это:

• снятие ограничений на работу по совместительству;

• закрепление в ТК РФ механизма реализации статей о приостановке работы в связи с невыплатой заработной платы и выплате денежной компенсации при нарушении срока выплаты заработной платы и других причитающихся работнику выплат независимо от вины работодателя;

• предложение установить единый порядок и условия применения обязательных стимулирующих выплат в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней.

Профсоюз активно участвует и в разработке подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Трудового кодекса РФ. В их числе постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений». Пока удалось предотвратить принятие решения об увеличении нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников образовательных учреждений.

При непосредственном участии специалистов ЦК профсоюза подготовлено и уже принято Минтрудом РФ постановление от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», что дало возможность во многом не допустить ухудшения положения работников отрасли.

Значительное место в правозащитной деятельности профсоюза, его территориальных организаций занимает защита социально-трудовых прав работников образования в досудебных и судебных органах.

ЦК профсоюза самостоятельно, а при необходимости по просьбе территориальных организаций представляет интересы всего профсоюза в Верховном суде РФ.

Не снимается с повестки дня вопрос о кадровом обеспечении правозащитной деятельности профсоюза.

С 1 января 2003 года положение о правовой инспекции труда профсоюза было введено в действие. Правда, по данным ЦК профсоюза, ко II полугодию 2003 года лишь в 20 территориях были сформированы правовые инспекции.

Почти в 30% территориальных организации нет штатных юристов. Кроме того, правовую работу в территориальных организациях ведут и внештатные правовые инспектора труда, зачастую не имеющие необходимого юридического образования.

Профсоюз, его территориальные организации осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства во взаимодействии с государственными органами по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства.

По обращению ЦК профсоюза Генеральная прокуратура РФ и федеральная инспекция труда Минтруда России организовали прокурорские и иные проверки в регионах в связи с нарушением работодателями и органами управления образованием установленных трудовым законодательством сроков выплаты заработной платы работникам образования. По результатам этих проверок были направлены представления об устранении нарушений трудового законодательства.

В ряде регионов территориальными организациям профсоюза с органами прокуратуры и государственной инспекции труда заключены соглашения о совместной деятельности, в том числе по вопросам обеспечения защиты прав работников и осуществления контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, законодательства об охране труда.

Эта практика дает положительные результаты и, на наш взгляд, должна быть существенно расширена.

В практике работы ЦК профсоюза, территориальных организаций значительное место занимают обучение правовым знаниям профсоюзного актива в различных формах, подготовка информационно-методических материалов, публикаций в собственных изданиях и средствах массовой информации по правовой тематике.

Хотелось бы, чтобы профсоюзные юристы территориальных организаций проявляли большую активность в популяризации регионального опыта по защите социально-трудовых прав работников, в особенности в газете «Мой профсоюз».

Во многом благодаря настойчивости профсоюза Министерством образования РФ разработана и внедрена система управления охраной труда в отрасли, принята отраслевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2001-2003 годы. Добились выделения средств на ее реализацию. Принимаются меры по организации и проведению аттестации рабочих и учебных мест.

В целях создания управляемой системы квалифицированного профсоюзного контроля за состоянием охраны труда в образовательных учреждениях уделялось большое внимание восстановлению института технических инспекторов труда в теркомах профсоюза. За три года их количество увеличилось более чем в 10 раз и продолжает расти.

Для повышения результативности работы техинспекторов и теркомов профсоюза по охране труда президиум ЦК профсоюза ежегодно рассматривает их итоги за прошедший год, определяет конкретные меры на предстоящий период по защите прав работников на безопасный труд. Проводятся семинары-совещания технических инспекторов для повышения их квалификации на базе теркомов профсоюза, где эти вопросы решаются успешно. Такие семинары прошли в 2001 г. в г. Тамбове, в 2003 г. в г. Омске.

Только за два года техническими инспекторами труда 33 теркомов профсоюза с участием уполномоченных по охране труда проведено обследование 27 тысяч образовательных учреждений по соблюдению прав работающих на охрану труда. Их руководителям выдано около 20 тысяч представлений на устранение почти 65 тысяч нарушений требований охраны труда.

Активно техинспектора труда защищают права членов профсоюза при рассмотрении трудовых споров, личных заявлений и жалоб по нарушению администрацией законодательства об охране труда, из которых более 93% разрешены в пользу пострадавших.

Хочу обратить ваше внимание и еще на одну очень важную проблему в системе профсоюзного контроля за состоянием охраны труда – это не только избрание уполномоченных по охране труда в каждом профсоюзном комитете, но и их обучение за счет Фонда социального страхования, обеспечение необходимой нормативно-правовой документацией. Только в этом случае они могут квалифицированно реализовать предоставленные законодательством права по контролю за обеспечением безопасных условий труда и обучения.

Однако надо справедливо признать, что усилия ЦК профсоюза без должного внимания к этой проблеме со стороны Минобразования России, органов управления образованием субъектов РФ и теркомов профсоюза не приносят желаемых результатов, не способствует существенному снижению уровня травматизма в образовательных учреждениях.

Ежегодно получают травмы при организации учебно-воспитательного процесса более 4 тысяч работников образования. Тревожит рост несчастных случаев со смертельным исходом. Так, в 2000 г. погибло 57 работников образования, в 2001 г. – 64, а в 2002 г. – уже 75.

К сожалению, тревожное состояние с травматизмом волнует общественность и должностных лиц чаще всего в случае массовой гибели работников образования и обучающихся. К остальному привыкли, и потому положение, как видите, не улучшается.

ЦК профсоюза, президиуму ЦК предстоит усилить влияние на Минобразование России и органы управления образованием субъектов РФ с целью изменения положения с состоянием охраны труда в образовательных учреждениях, главным образом, путем проведения аттестации рабочих мест при приемке образовательных учреждений к новому учебному году.

В прошедшие годы профсоюз продуктивно сотрудничал с международными партнерами, в первую очередь с Интернационалом образования. Участие в работе международных форумов, информация о тенденциях развития образования мира дает нам возможность по-новому взглянуть на происходящее у нас, на предлагаемые реформы.

Благодаря нашим контактам зарубежные коллеги знают о том положении, в котором находятся работники образования России. Они постоянно выражают готовность оказать возможную помощь и содействие через межгосударственные агентства, занимающиеся вопросами образования и трудовых отношений.

Хороший пример этому – рассмотрение по нашему запросу Международной организацией труда положения с выплатой заработной платы работникам образования России. Кстати, процесс рассмотрения не закрыт, и в случае ухудшения ситуации мы будем обращаться в МОТ с предложением вновь вернуться к оценке деятельности Российского правительства. Нередко нам очень помогают проводимые консультации и экспертизы различных предложений по реформированию образования.

Солидарные действия остаются важным оружием международного профсоюзного движения. Примеров международной солидарности с нашими акциями много, последний – обращения Интернационала образования, ряда национальных профсоюзов к Президенту России и Председателю Правительства в поддержку наших действий 26-28 февраля.

Международное сотрудничество дает и чисто практические результаты. За несколько последних лет с участием наших зарубежных партнеров проведена целая серия учебных семинаров для организаций Поволжья, Восточной Сибири. В ряде областей идет передача опыта по организации системы постоянной профсоюзной учебы для рядовых членов (Брянск, Тамбов, Новгород, Вологда). К подобной форме информационной и учебной работы выразили желание присоединиться другие территориальные организации.

В 2000 году мы провели в Москве консультативную встречу руководителей отраслевых профсоюзов стран Центральной и Восточной Европы по координации действий в международных организациях, по оценке складывающегося положения в образовании наших стран, тенденциях его развития. В апреле этого года в Санкт-Петербурге состоялась Конференция профсоюзов работников образования стран Балтийского моря с участием руководителей наших родственных организаций из Скандинавских стран, стран Балтии, Польши и Германии. Тема – актуальная для всех и для нас, может быть, в первую очередь – «Место и статус учителя в современном обществе».

В настоящее время с нашими зарубежными партнерами мы прорабатываем возможности осуществления совместного проекта по проведению экспертного сравнительного анализа трудового законодательства в образовании в странах Балтийского моря. Проведены переговоры с голландскими коллегами о начале с будущего года долговременного учебного проекта для регионов Поволжья и Урала, первые практические мероприятия будут осуществлены уже в этом году.

Позитивное воздействие на развитие договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования оказало дальнейшее развитие законодательной базы социального партнерства, в первую очередь, в Трудовом кодексе РФ.

Сегодня в отрасли уже сложилась многоуровневая система социального партнерства, включающая Отраслевое тарифное соглашение, региональные, территориальные соглашения и коллективные договоры в образовательных учреждениях всех типов и видов, которая получает все большее развитие.

При реализации Отраслевого тарифного соглашения Минобразованием РФ совместно с профсоюзом разработаны и утверждены:

• Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации;

• Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;

• Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до 1 года;

• примерная форма коллективного договора общеобразовательного учреждения;

• примерные формы трудового договора с руководителем общеобразовательного учреждения.

Региональные соглашения заключаются в 83 % территориальных организаций профсоюза. В 86 % районов и городов России заключаются территориальные соглашения. С 59 % до 78 % увеличилось количество общеобразовательных учреждений, где в настоящее время заключены коллективные договора. Коллективные договора заключены примерно в 85 % вузов.

Благодаря развитию социального диалога в 2001-2002 годах в 55 субъектах РФ удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений путем установления различного вида доплат и надбавок, в том числе и молодым учителям.

Совершенствуется статистическая отчетность по заключению соглашений и колдоговоров в отрасли. Внедряется автоматизированная система анализа содержания и выполнения коллективных договоров в вузах.

Главной задачей развития договорного регулирования социально-трудовых отношений на ближайшую перспективу становится повышение его качества и эффективности для работников образования. По-прежнему серьезной проблемой является финансовое обеспечение обязательств, включаемых в колдоговора и соглашения.

Без решения этих задач нельзя надеяться на то, что в рамках договорного регулирования социально-трудовых отношений можно будет эффективно решать вопросы кадровой политики в отрасли, повышения социального статуса педагогических работников, создания для них необходимых условий работы, в том числе и для реализации Концепции модернизации российского образования.

Государство берет на себя все меньше обязательств по установлению прав и социальных гарантий для работников, передавая решение важнейших социально-трудовых вопросов непосредственно сторонам трудовых отношений – работодателю и работникам.

Это, наконец, стало очевидным для всех, в связи с принятием нового Трудового кодекса РФ, утверждением обновленного варианта правительственной Программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы).

Поэтому профсоюзным организациям необходимо больше внимания уделять вопросам проведения аттестации работников и рабочих мест, создания системы постоянного мониторинга кадровой ситуации в отрасли и прогнозирования кадровых потребностей с учетом современных требований рынка педагогического труда, повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических работников, разработки комплексных механизмов решения жилищных, медицинских и пенсионных проблем работников отрасли с учетом возможностей местных, региональных и федерального бюджетов.

Нельзя забывать и про важность распространения положительного опыта заключения многосторонних соглашений, для организации переподготовки высвобождающихся работников из отраслей экономики. Такие соглашения, где заинтересованными сторонами являются администрация региона, объединение работодателей, Совет ректоров, профсоюзные организации, достаточно широко используются и в мировой практике. От инициативы Советов ректоров, профкомов вузов, территориальных организаций профсоюза прежде всего зависит расширение возможностей занятости работников учреждений профессионального образования, повышение уровня их материального обеспечения.

В настоящее время в соответствии с планом-графиком, утвержденным профсоюзом и Минобразованием России, проводится работа по подготовке проекта нового Отраслевого соглашения на 2004-2006 годы. Профсоюзной стороной подготовлен и направлен на согласование в Минобразование России первый вариант проекта с учетом предложений, поступивших из органов управления образованием субъектов Российской Федерации, территориальных организаций профсоюза, вузов, профкомов вузов. В сентябре-октябре согласованный вариант проекта будет рассмотрен на заседании Отраслевой комиссии. Окончательный вариант 15 декабря 2003 года будет рассматриваться на совместном заседании коллегии Минобразования России и президиума ЦК профсоюза.

Благодаря созданию Студенческого координационного совета профсоюза, проведению регулярных семинаров, научно-практических конференций, Всероссийского студенческого форума, регулярных встреч членов СКС и его Президиума с Министром образования РФ В.М. Филипповым, другими руководителями Минобразования РФ, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации заметно вырос уровень информированности студенческих профсоюзных организаций вузов, возросла активность студентов в формировании предложений по усилению защиты их социально-экономических интересов.

Результатом этой совместной деятельности Профсоюза с СКС явилось предложение о разработке и принятии межведомственной программы «Студенчество России».

Говоря о текущих задачах профсоюза, необходимо в первую очередь сказать, что мы по достоинству оцениваем проявленную Президентом России В.В. Путиным твердую позицию в деле восстановления ответственности органов государственной власти за финансирование общеобразовательных учреждений.

Но, безусловно, введение этого закона зачастую будет наталкиваться на противодействие со стороны местных властей. Нам надо постараться обеспечить необходимый настрой педагогического сообщества на преодоление их сопротивления.

Мы вновь и вновь убеждаемся в том, что отсутствие утвержденной Правительством России межведомственной программы действий по реализации Концепции модернизации российского образования предопределило некомплексный, порой бессистемный характер ее реализации, уже сейчас резко снижает эффективность предусмотренных мер и, безусловно, является причиной замедления темпов выполнения поставленных Концепцией задач. В этом убеждено и Министерство образования.

Недаром 29 августа по обращению министра В.М. Филиппова ход реализации Концепции был рассмотрен Правительственной комиссией по образованию, возглавляемой Председателем Правительства РФ М.М. Касьяновым. По результатам принято решение о внесении изменений в межведомственный план мероприятий по реализации Концепции. Но, к сожалению, решения об изменении статуса самого этого плана так и не было принято.

Несмотря на неоднократные обещания руководства страны, проблема ликвидации долгов по заработной плате работникам образования в полной мере так и не решена.

В 21 регионе России в настоящее время задолженность сохраняется и начинает нарастать.

Наконец-то, Государственной Думой принят сразу в трех чтениях Федеральный закон, устанавливающий с 1 октября 2003 года минимальный размер оплаты труда в сумме 600 рублей в месяц. Теперь – дело за Советом Федерации и Президентом России.

Однако по-прежнему вызывают обеспокоенность определенные проблемы с проведением на всей территории страны и в установленные сроки предусмотренной с октября 2003 года индексации заработной платы работников образования и других бюджетных отраслей, особенно в условиях имеющейся в ряде регионов задолженности по заработной плате, в том числе по отпускным, а также неурегулированных межбюджетных отношений.

Во многих регионах России остается нерешенным вопрос сохранения доплат, надбавок и других стимулирующих выплат, установленных на региональном и муниципальном уровнях, при проведении индексации заработной платы работников образования с октября 2003 года.

Сегодня на учителя, преподавателя возложена огромная ответственность за реализацию нового содержания образования, многочисленных нововведений, предусмотренных Концепцией. Уровень подготовленности учителей, научно-педагогических кадров, эффективность методов стимулирования их деятельности во многом предопределят успешность намеченной модернизации образования.

Однако близится к завершению первый этап реализации Концепции, а предусмотренные ею основные меры, направленные на повышение социального статуса и профессионализма работников образования не осуществляются.

Серьезным подтверждением этого тезиса служат предварительные результаты социально-педагогического исследования по проблеме кадрового обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений села, проводимого Институтом педагогики социальной работы РАО по договору с ЦК профсоюза.

По данным анкетирования сельских учителей доля специалистов среднего и предпенсионного возраста в сельских школах в два раза превышает долю молодых специалистов. Каждый пятый учитель думает о том, чтобы сменить профессию, каждый третий имеет намерение уехать из села в город, каждый второй прямо заявляет о своем неудовлетворении условиями жизни – льготами по коммунальным услугам реально пользуются менее 40% опрошенных учителей на селе.

В условиях разворачивающихся экспериментов в рамках модернизации образования тревожит то, что неудовлетворение в работе вызвано не только низким уровнем оплаты труда, но и в не меньшей степени проблемами в учебно-методическом обеспечении.

Из образовательных учреждений активно «вымывается» слой молодых квалифицированных педагогов. Нарастает процесс старения педагогических кадров. Только треть выпускников учреждений, готовящих педагогические кадры, трудоустраиваются по специальности. И только один из десяти молодых учителей отваживается сегодня проработать в школе хотя бы пять лет.

За последние два года в школу пришли менее 6 процентов учителей от общего числа работающих в настоящее время. Дефицит педагогических кадров по регионам России составляет от 10 до 50 процентов.

Основная причина этого положения – недопустимо низкий и, по нашему мнению, экономически не оправданный уровень оплаты труда учителя, воспитателя, преподавателя.

Разрыв в оплате труда работающих в образовании и промышленности вновь, после повышения зарплаты в декабре 2001 г. нарастает. За первое полугодие 2003 года средняя заработная плата в образовании составляет уже только 52,4 процента от зарплаты в промышленности и только на 40 процентов превышает официально утвержденный прожиточный минимум трудоспособного населения.

Предусмотренная с октября 2003 года индексация ставок и окладов в размере 33% не сможет остановить негативную тенденцию снижения реального уровня жизни учителей, воспитателей, преподавателей. Ставка заработной платы начинающего учителя повысится с 900 до 1200 рублей; учителя с 20-летним стажем работы – с 1300 до 1730 рублей, оклад доцента увеличится только до 2168 рублей.

Непроведение очередного повышения заработной платы в 2004 году неизбежно приведет к снижению реального уровня материального обеспечения работников образования даже по сравнению с тяжелым для отрасли 2001 годом, поскольку за этот период, по прогнозным оценкам самого правительства, потребительские цены возрастут более чем на 45 процентов, не говоря уже о других факторах, влияющих на рост стоимости жизни в целом.

Наглядную характеристику положения преподавателя вуза дал ректор МГТУ И.Б. Федоров в журнале «Высшее образование в России»:

«США из бюджета тратит на образование 6,9 % от ВВП, а Россия – 0,5 %. Если учесть, что ВВП США в 12 раз больше ВВП России, то расходы США на образование в 165 раз больше, чем в России. Разрыв такой, что зарплата профессора в России примерно в 100 раз ниже, чем в Америке».

Поэтому часто звучащие из уст членов правительства, в том числе и министра образования, требования к российским вузам обеспечивать передовой в мире уровень качества подготовки выпускников никак не подкреплены реальными стимулами.

Мы не можем согласиться с фактическим пренебрежением условиями выживания работников образования со стороны власти в ходе проводимых радикальных экономических преобразований в стране.

Не можем согласиться и с позицией правительства, выбирающего пути ускорения темпов экономического роста без учета социальных последствий для общества. Непонятна позиция и либерально настроенной части депутатов, которые даже в своих предвыборных заявлениях и программах не стыдятся признаться в одобрении такой социальной политики.

Мы уверены, что, не повысив уровень минимальных государственных гарантий в сфере оплаты труда работников образования, не обеспечив значительного повышения уровня их жизни, нельзя рассчитывать на реализацию провозглашенных задач модернизации образования.

Пленум ЦК профсоюза решил предложить нашему съезду принять обращение к Президенту России, Правительству РФ и Федеральному Собранию, под которым в ходе намеченной Всероссийской акции может быть организован сбор подписей.

Министерством образования принята Программа модернизации педагогического образования, реализация ее рассчитана на несколько лет. Министр образования В.М. Филиппов на состоявшемся в Правительстве РФ в конце августа совещании по социальным вопросам заявил о вероятном сокращении не менее 450 тыс. учителей.

Для справки: учителей у нас сегодня чуть менее 1,5 млн. человек, из них порядка 600 тыс. работают на селе, следовательно, министр говорит о сокращении трети учителей. При этом в 2004 г. ожидается сокращение обучающихся в учреждениях общего образования на 1,2 млн. человек, или менее чем на 7 %.

И не только из уст министра приходится сегодня слышать о грядущем сокращении рабочих мест. Все чаще звучат предложения о переходе с экстенсивного на интенсивный путь развития системы образования. Говорят: иначе вы никогда не выберетесь из бедности. Но при этом на государственном уровне не предлагается никаких мер по решению судеб высвобождаемых педагогов.

Как видно, эта проблема выдвигается в ряд первоочередных. А для того чтобы правильнее оценить происходящие процессы, иметь возможность уверенно предлагать пути решения, нам необходимо в самое ближайшее время совместно с учеными, специалистами провести очень важное социально-педагогическое исследование по переподготовке высвобождаемых педагогических кадров.

С другой стороны, в одном из интервью министр проинформировал о том, что в 2004-2005 гг., до перехода на новое содержание образования, предстоит провести переподготовку учителей.

Тревогу вызывает недостаточность информации о деятельности министерства и территориальных органов управления: действительно ли готова система повышения квалификации для массовой переподготовки учителей, насколько удастся обеспечить переход в установленные сроки на новое содержание образования.

Пока наша работа в этом направлении не носила целенаправленного характера. В ноябре 2001 г. мы провели, на наш взгляд, очень содержательную конференцию молодых учителей, воспитателей на российском уровне. В некоторых территориях подобные конференции также получили высокую оценку учителей. С пользой был проведен и семинар председателей профкомов педагогических вузов в мае 2002 г., который позволил нам убедиться, насколько трудна и разнообразна ситуация.

Одной из наиболее важных проблем для социальной поддержки работников образования является их обязательное дополнительное пенсионное обеспечение.

Министерство образования РФ с участием наших специалистов подготовило и внесло на согласование в соответствующие министерства законопроект «Об обязательном дополнительном пенсионном обеспечении работников образования РФ», предусматривающий возможность значительного увеличения общего размера пожизненной пенсии по старости для работников образования.

Пока его не удалось согласовать в первую очередь из-за позиции Минфина РФ и Пенсионного фонда РФ. Но мы не собираемся оставлять попыток улучшить крайне низкое пенсионное обеспечение работников отрасли.

Сейчас довольно успешно развивается отраслевая система дополнительного добровольного пенсионного обеспечения. Эта работа в настоящее время активно ведется с вузами, где за счет существующих налоговых льгот имеется реальная возможность улучшения материального обеспечения работающих пенсионеров и создания задела для будущих пенсионных выплат работникам, уходящим на заслуженный отдых.

Как вам известно, правительством внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год».

10 сентября профильный Комитет Государственной Думы рассмотрел проект Федерального закона и сделал свое заключение. Как отмечено в заключении, увеличение общих расходов федерального бюджета предусмотрено на 13,4%, рост расходов по разделу «Образование» запланирован на 20,6%, по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» – на 14,9%. Для того, чтобы сделать вывод, насколько приоритетно образование, приведу следующие цифры: расходы на судебную власть увеличиваются на 30%, на правоохранительную деятельность – на 27%, на предупреждение чрезвычайных ситуаций – на 24%.

В пояснительной записке к проекту бюджета заявлено, что в нем предусмотрены средства на финансирование санаториев-профилакториев, находящихся в ведении образовательных учреждений, в сумме 438 млн. руб. Но в тексте самого проекта бюджета эта позиция отдельно не обозначена. Кроме того, даже если эти средства и будут выделены, неизвестен порядок их использования вузами.

Учитывая принципиальное значение бюджетного финансирования студенческих санаториев-профилакториев для их сохранения, пленум ЦК профсоюза рекомендует съезду принять отдельное обращение по этой проблеме к Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ.

Но как я уже говорила, в бюджете 2004 г. даже не ставится задача дальнейшего увеличения уровня оплаты труда в бюджетной сфере. Не решен вопрос о введении надбавок молодым специалистам за первые три года деятельности, а также надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, тогда как аналогичные надбавки применяются в системе здравоохранения уже около 30 лет. Нет разговора и о дальнейшем повышении стипендий.

Кроме того, в нарушение пункта 3 статьи 43 Закона РФ «Об образовании» проект федерального закона о бюджете содержит статью, предусматривающую изъятие остатков средств, не использованных образовательными учреждениями в 2003 году, с их счетов.

Как и в предыдущие годы, в 2004 г. в проекте предлагается приостановить действие законодательных актов Российской Федерации в области образования, регламентирующих объемы федеральной поддержки.

Комитет Госдумы по образованию и науке, рассмотрев проект ФЗ о бюджете, пришел к выводу, что ряд проблем в отрасли может быть решен за счет уменьшения на 50 млрд. руб. профицита федерального бюджета на 2004 год, который определен правительством в объеме 83,4 млрд. руб.

Комитет предложил за счет уменьшения профицита предусмотреть увеличение заработной платы работников образования и науки в 1,5 раза с 1 октября 2004 года, а также увеличения финансирования по приоритетным федеральным целевым программам: «Федеральная программа развития образования», «Развитие единой образовательной информационной среды», программы «Жилище» (для молодых семей) и «Интеграция науки и высшего образования».

Таким образом, представленный Правительством проект федерального бюджета на 2004 год вступает в явное противоречие с им же принятой Концепцией модернизации образования.

В апреле состоялось заседание Правительства РФ, на котором рассматривался проект Концепции по оптимизации бюджетных расходов.

Что же предлагалось в этом документе? Как заявлено, основная задача Минфина заключается в том, чтобы проверить все государственные расходы и прекратить те из них, которые не относятся к компетенции федеральной власти.

Предлагается сократить число мест для студентов, обучающихся за счет бюджета, т.е. сократить отношение числа студентов на 10000 населения или государств

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте