search
main
0

Против

Только не показуха!

Открытых уроков не люблю. Ведь это заведомая фальшь. Я знаю одну учительницу, которая целое лето готовилась к одному-единственному такому уроку. Никуда не ездила, просто позеленела вся, просидев в библиотеке. И все ради аттестации, которая тоже, по большому счету, мало кому нужна и интересна. Ну прибавят десятку-другую, будешь на хорошем счету у начальства. А зачем? Кому это нужно? И ради этого гробить лето?

Лично я не стремлюсь сделать карьеру. Давно не верю ни в возможность продвижения по службе, ни в порядочность руководителей любого уровня. Живу скромно, “починяю примус”. Много читаю, вяжу, шью, часто бываю на природе. Я литератор. И к урокам меня готовят книги и сама жизнь. Ничто не заставит меня участвовать в показухе.

Елена КОКОРИНА,

учитель

Александров,

Владимирская область

Проверка по всем фронтам

Открытые уроки – вещь, как ни посмотри, неприятная. Они требуют большой подготовки, гигантских усилий. От них очень часто одни неприятности. Я не имею в виду те редкие уроки лучших учителей, на которые всегда можно прийти всем желающим, и к которым специально никто не готовится. Классы таких учителей действительно открыты – приходи, учись!

Правда, преобладает другой тип открытых уроков – уроки “показушные”. Их дают учителя со званиями, методисты и им подобные. Я не занималась статистикой, но сколько на своем веку пришлось видеть подобных уроков, отрепетированных до мелочей! Конечно, и они бывали полезны – учитель демонстрировал свою методику, свое мастерство, и зачастую, чем оно бывало выше, тем труднее было скрыть следы многочисленных репетиций.

Немного в ином положении учителя “подопытные” – желающие повысить разряд во время аттестации. Здесь бывает по-разному: кто репетирует, кто импровизирует, кто делает вид, что ничего особенного (подумаешь, аттестация!) не происходит… Результат также выходит разный, но с уважаемыми мэтрами экзаменующихся учителей сравнивать нельзя.

Но показательней всего – уроки во время фронтальных проверок, открытые поневоле. Как боятся их в школах! Как тщательно готовятся! Мне довелось пережить всего лишь одну такую проверку, но запомнила я ее на всю жизнь.

Недели за две до головомойки нас собрали. Завуч заставила под диктовку записать обязательные этапы урока и напомнила, что на открытых уроках их надо тщательно соблюдать. Этапов – о, ужас! – оказалось девять, и все они тщательно регламентировались: минута, три минуты, десять… Признаюсь, я тогда услышала о них впервые (а ведь и методику в пединституте учила, и практику проходила, и в школе я тогда работала четвертый год). К тому же я всегда была учителем-“анархистом”: интересная беседа или собственный рассказ частенько уводили меня далеко, и я не успевала ребят спрашивать. Мы слишком уж увлекались изучаемыми темами. На “накопляемость” отметок это не влияло: я давала самостоятельные работы и карточки,проверяла тетради и контурные карты, ну и спрашивала, конечно.

…Мои коллеги начали усиленно готовиться. Репетировали. Ребята заучивали готовые ответы. Я же честно пыталась “соответствовать”. Хотелось быть дисциплинированной и произвести хорошее впечатление. Фронтальная проверка – не шутка! Расписывала уроки по минутам. Придумывала различные виды опроса. И ребята старались, чтобы не подвести своих учителей. Я не узнавала ни непослушный 8-й “В”, ни слабенький 8-й “Г”… Но методистка наша была сурова – на одном уроке я слишком много спрашивала и мало объясняла (“где же речь учителя?”). На другом, наоборот, я спрашивала поменьше, говорила побольше, и все девять этапов были строго выполнены… Но – увы! – теперь я сама объясняла слишком много!

Третий и четвертый уроки я уже “ни под кого” не строила: в 10-м прочитала лекцию о культурной революции в Китае, а в 8-м “А” заменила опрос самостоятельной работой. Выводы комиссии были ужасающие, и аттестовывать меня потом долго не хотели. А мою подругу Лену, учительницу русского и литературы, прямо после урока увезли на “скорой”…

Сейчас, спустя столько лет, я думаю: что же тогда столь усиленно – “по всему фронту” – проверяли в нашей школе? Послушание? Формализм? Умение “не ударить в грязь лицом”? Что же, проверка вполне удалась. Но почему так давит плечи это воспоминание?

Наталья САВЕЛЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте