Николай Платонович Огарев (1813-1877) – яркий публицист, оригинальный педагогический мыслитель, страстный просветитель, вдумчивый литературный критик, талантливый поэт, музыкант и композитор, автор многих романсов, песен и фортепьянных пьес.
«Дом мне был тюрьмой»
Николай Огарев родился 24 ноября (6 декабря) 1813 года в Санкт-Петербурге в семье действительного статского советника Платона Богдановича Огарева. Мать, Елизавета Ивановна Баскакова, скончалась от горячки, когда Николаю еще не было двух лет. Потрясенный отец оставил службу и поселился в родовом имении Старое Акшино Инсарского уезда Пензенской губернии. Мальчик воспитывался многочисленной дворней, а позднее – под присмотром приглашенных наставников. Ник, как его звали в семье, получил традиционное для дворянских детей образование: свободно говорил на нескольких языках, увлекался историей и литературой. Однако однообразный помещичий быт тяготил его впечатлительную душу:
Мне было скучно.
Дом мне был тюрьмой,
Где двери на замке держал обычай,
Приличие стояло на часах,
И был закон надсмотрщик престарелый.
День осознания своей дороги
В 1820 году Огаревы переехали в Москву, где в возрасте 11 лет Николай Огарев познакомился с дальним родственником Александром Герценом. Они быстро сблизились: мечтательный, болезненный (с детства мальчик страдал эпилепсией) Ник и бойкий, разговорчивый Александр. Герцен позднее отмечал, что он и Огарев – «разрозненные тома одной поэмы», они «сделаны из одной массы, хотя и в разных формах, и с разной кристаллизацией».
Последовавшая затем их тесная, даже восторженная дружба стала важнейшим фактором юношеских лет Огарева, скрепленным пережитой вместе личной трагедией (так они восприняли расправу над декабристами). Впоследствии Николай Платонович напишет: «Да! 1825 год имел для России огромное значение. Для нас, мальчиков, это было нравственным переворотом и пробуждением. Мы перестали молиться на образа и молились только на людей, которые были казнены или сосланы. На этом чувстве мы и выросли».
В главе «Ник и Воробьевы горы» в книге «Былое и думы» А.И.Герцен повествует, как летом 1827 года на Воробьевых горах юноши поклялись «в виду всей Москвы посвятить себя освобождению России и пройти этот путь вместе, плечом к плечу».
О том памятном для себя дне Николай Платонович вспоминал с нескрываемым восторгом: «На высоком берегу стояли два юноши. Оба, на заре жизни, смотрели на умирающий день и верили его будущему восходу. Оба, пророки будущего, смотрели, как гаснет свет проходящего дня, и верили, что земля ненадолго останется во мраке. И сознание грядущего электрической искрой пробежало по душам их, сердца их забились с одинаковой силой. И они бросились в объятия друг другу и сказали: «Вместе идем! Вместе идем!» Огарев позднее назвал день их клятвы днем сознания своей дороги.
Превратности судьбы
В сентябре 1829 года Николай Огарев поступил в Московский университет на правах вольнослушателя юридического факультета и посещал лекции на физико-математическом и словесном отделениях. В 1832 году перешел на нравственно-политическое отделение, которое окончил со степенью действительного студента.
Вокруг Николая Огарева и Александра Герцена в университете возник студенческий кружок, в котором преобладали политические интересы.
В 1832 году по желанию отца Николай Платонович поступил на службу в Московский главный архив. По приговору 31 марта 1835 года Огарев был отправлен в ссылку в Пензенскую губернию. В 1835-1839 годах служил, отбывая ссылку, в канцелярии пензенского губернатора. В 1838 году, после смерти отца, Огарев стал владельцем доходных имений и сразу же освободил своих крепостных за небольшой выкуп.
С 1840 по 1846 год Николай Платонович жил за границей – посетил Германию, Францию, Италию. В Берлинском университете слушал лекции по философии и естественным наукам, а в Париже посещал медицинскую школу.
В 1846 году Огарев поселился в своем пензенском имении Старое Акшино и освободил крестьян Белоомута (1800 душ) от крепостной зависимости, простил долги и наделил землей. Пытался завести хозяйствование: построил винокуренный завод, писчебумажную и суконную фабрики, где организовал коммуну. На этом он разорился, от миллионного состояния осталось только имение.
В 1850-1855 годах Николай Огарев проживал в своем имении в Симбирской губернии.
Народная политехническая школа
Николаю Огареву с молодых лет были близки вопросы просвещения и образования, рассматриваемых им с гуманистических позиций. Он очень рано включился в решительную борьбу за просвещение народа, чтобы освободить его от духовного рабства, стремился поднять его до уровня понимания грядущих социально-политических и культурных задач, пробудить общественную активность. Герцен и Огарев выдвигали планы национального перевоспитания народа и отдельных сословий в духе общинности, который, по их суждениям, исторически присущ русскому человеку.
Социальная природа нравственности выводилась Огаревым из естественной потребности людей в свободе. Так, в октябре 1837 года он задумал учредить губернские комитеты сельского хозяйства. Ими должны были руководить лучшие хозяева-помещики. В ведении этих комитетов должны находиться и сельские училища (училища сельского хозяйства), в которых преподавались бы грамота, Закон Божий и «теория агрономии с возможными применениями на опыте». Однако в годы пензенской ссылки Огарев не мог предпринимать каких-либо практических шагов в этом направлении.
Составной частью социально-экономических преобразований, предпринятых Николаем Платоновичем Огаревым в Старом Акшине в 1846-1849 годах, был его известный проект организации народной политехнической школы. Огарев пришел к выводу о необходимости распространения грамотности в народе. Просветитель выдвигал задачу воспитания из среды крестьян, как он называл, «мужиков-пропагандистов», способных на новых основах строить сельскохозяйственное производство и свою жизнь. В данной связи большое значение придавалось созданию в деревне нового типа школы с широким общеобразовательным и политехническим курсом, с передовыми воспитательными задачами.
Содержание предстоящей деятельности Огарев изложил в статьях «План народной политехнической школы», «План земельных училищ» и «Рассуждения об основах народного образования», содержавших положения о том, каким он представлял себе школьное дело для народа. Именно в реализации этих планов мыслитель видел главную цель педагогических преобразований в России.
Программный характер имел его проект «План народной политехнической школы» (1847) – выдающееся достижение русской социально-педагогической мысли, сохранившее свое живое и актуальное значение. В этом своем главном педагогическом произведении мыслитель подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства. В связи с этим провозглашалась необходимость устранения сословных, религиозных и иных ограничений при получении образования.
В произведении, составленном в форме плана занятий молодежи, нашли воплощение основные взгляды Огарева на науку и школу будущего, определены их роль и место в социуме. Главной направленностью статьи является то, что в ней подчеркивается, что «истинное образование всегда нацелено на преодоление невежества. И вот против чего должно действовать воспитание».
Труд и наука вместе
Просветитель стремился с помощью народной политехнической школы преодолеть косность и невежество крестьян, возбудить интерес к знаниям и подготовить их к овладению рациональными формами сельскохозяйственного труда. Проект представляет большую научно-педагогическую ценность как одна из первых попыток использования общего образования народа для улучшения крестьянского труда и быта. Заслугой Огарева, несомненно, является то, что он обосновал новый тип школы для народа, хотя и неосуществимый в то время.
Глубокой верой в преобразующую силу научного знания веет в особенности от заключительной части проекта. «Наука выведет из незнания, – утверждается здесь. – Предрассудки не будут иметь пищи. Воспитаем мы людей практических, к делу прилагаемых, здоровых умом и телом; добросовестных, так как им не будет ни примера, ни поощрения к обману; мужественных духом, потому что их отучат от испуга и приучат к чувству самостоятельности; трудолюбивых – пристрастят к труду. Они выйдут свободными людьми».
В разделе «Наука» Огарев дал подробное описание объема знаний, который должен быть усвоен учениками в течение четырех лет обучения. Объем этот значителен. Обосновывая и защищая свой учебный план, Огарев писал: «Мне скажут, что это почти университетский курс. Если б и так, что за беда?.. Нам предстоит образовать человек 10-15 сельских учителей и пустить их как ферменты в наши общины».
При этом Огарев был убежден, что, если простое незнание «устраняется учением», борьбе «с предрассудками… мало одного учения». Здесь «весь образ жизни учеников должен быть устроен ежеминутным противодействием предрассудкам, привитым с первого детства». В данной связи в своем проекте Николай Платонович дает подробное описание образа жизни учеников. Здесь обращают на себя внимание требования об отмене исполнения обычаев, «от которых пахнет обрядом и формализмом», о преследовании лжи и обмана, о воспитании правдивости и честности, об отмене телесных наказаний.
Не забыто в проекте и об организации воскресного отдыха учащихся. Рекомендуются и гимнастические упражнения, и экскурсии на природу, и чтение произведений художественной литературы («не научных книг») под руководством учителя. Выходы на природу могут быть приноровлены «к лесоводству, ботаническим и геологическим сведениям и съемке планов». Предусмотрена в проекте и возможность работы воскресного класса, в котором ученики школы будут учить крестьянских детей «просто грамоте» и получать таким образом «педагогическую практику». Для таких учащихся был предусмотрен специальный курс нравственности.
В своем проекте Огарев новаторски предполагал осуществить соединение обучения с производительным трудом учеников, интеграцию общеобразовательной, политехнической подготовки с усвоением основ сельскохозяйственного ремесла. Об этом свидетельствует раздел, озаглавленный «Телесная работа». Здесь определены виды ученических сезонных работ: зимой – в специальных мастерских, летом – на ферме, в огороде. Цель – приобретение необходимых практических навыков.
Интересны требования Огарева к учителю: «Математику должен знать хорошо, если не сведущ в сельском хозяйстве – выучится в школе. Естественные науки должен знать отлично, иметь привычку производить опыты. Хорошее поведение необходимо. Он должен быть близок мне; единомышлен и единодушен».
Мысль об организации народных земледельческих училищ занимала Огарева и позднее, в 1860‑х годах. Но в это время он был уже в эмиграции…
Круг судьбы
В 1856 году Николай Платонович Огарев эмигрировал в Великобританию; жил в Лондоне, где вместе с Александром Ивановичем Герценом возглавил Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов и соредактором еженедельника «Колокол». Участвовал в издании «Полярной звезды» и «Голосов из России». Николай Платонович писал преимущественно о крестьянском вопросе, тактике освободительного движения. Много внимания уделял обоснованию принципа свободы совести.
В 1865 году в связи с переездом из Лондона Вольной русской типографии Огарев поселился в Женеве. В 1873 году вернулся в Лондон.
Последние годы жизни Николая Платоновича, особенно после смерти Герцена, были крайне тяжелыми во всех отношениях. Стремительно разрушалось здоровье, участились приступы эпилепсии. Он впал в депрессию, страдал от бессмысленности существования, жил в нужде и одиночестве. После тяжелой травмы скончался 31 мая (12 июня) 1877 года в небольшом английском городе Гринвиче. Вспоминаются его строчки-завещание:
Мое страданье о народе,
Мою любовь к родной стране
И человеческой свободе.
…Человек крайне скромный, застенчивый, хотя и полный веры в свое призвание, Николай Платонович неотразимо действовал на всякого, кто был чуток к душевной красоте. Вокруг него всегда создавался особый «огаревский культ», в его присутствии люди становились лучше и чище. Герцен отмечал, что «жизненным делом Огарева было создание той личности, какую он представлял из себя».
Характерно поминальное слово современника: «Николай Платонович имел горячее, привязчивое, честное сердце. Он верил во все и во всех, а жизнь во всем обманула его. Скромный, тихий, кроткий, любящий, он нигде не выдвигался, а, напротив, стушевывался и не искал славы. Сердце, которое теперь перестало биться, было золотое».
В 1966 году урна с прахом Огарева была захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве, неподалеку от того места, где много лет назад два пылких юноши поклялись друг другу в вечной дружбе. Так символично замкнулся круг судьбы…
Память о Николае Платоновиче Огареве увековечена в названии Мордовского государственного университета. Его именем были названы улицы в 18 городах СССР.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии