Мы много рассуждаем о том, как нам противостоять росту ксенофобских настроений, в частности, идеологии неонацистов и скинхедов – словом, о том, «кто виноват» и «что делать». Считаю, что одна из коренных причин зла – в системе нашего образования. Скажем, скинхеды – это же молодые совсем ребята. И если едва окончивший (или даже еще не окончивший) школу юнец идет убивать нерусских «ради России», значит, наша система образования нуждается в коренной перестройке. Беда в том, что она начисто лишена воспитательного компонента. Я имею в виду программы по школьным предметам и учебники. Воспитательные возможности различных предметов не используются. В частности, никто не занимается воспитанием толерантности, неприятия ксенофобского мировоззрения. Я думаю об этом давно, на протяжении всей своей многолетней педагогической работы, и у меня есть конкретные предложения.
Первое. Не стоит изобретать велосипед. Ведь кое-что в этом направлении успешно делается в США, где, как мы знаем, проблема расизма еще недавно стояла не менее (если не более) остро. Общеизвестно, что в Штатах нельзя выпустить школьный учебник, где изображены только белые ребята, а в магазинах игрушек рядом с белыми куклами обязательно будут куклы разных рас. Ребенок с раннего детства привыкает к тому, что точно так же, как у людей бывают волосы и глаза разного цвета, может быть у них и разного цвета кожа, и разный разрез глаз. Нужно таким же образом поправить наши буквари и учебники иностранного языка, в первую очередь для начальной школы и среднего звена. И пусть в букварях «мой папа» будет не только «сталеваром» или «инженером», но и, скажем, гастарбайтером, который работает дворником, помогая нам делать наш город чистым и красивым, или строит для нас новые красивые дома. Можно обойтись и без сложного слова «гастарбайтер», пояснив, что «папа» приехал, например, из Киргизии. И тут же – несколько добрых слов об этой стране.
Второе. В программы и учебники по обществознанию, граждановедению, праву ввести разделы «Ксенофобия, ее корни и опасность», «Что такое терпимость и толерантность», «Что такое политкорректность». (Ребята, окончившие школу, не знают, что обозначают эти понятия, а «терпимость» понимают как терпение, умение терпеливо переносить трудности.) Очень важно привлечь к написанию этих разделов не только ученых, но и журналистов, писателей, педагогов. Потому что написанное произведет на подростков впечатление только в том случае, если будет ярким и эмоциональным.
Третье. Использовать возможности разных предметов, рассказывая о великих людях – представителях разных рас и народов. Например, в курсе истории подробно рассказать о Махатме Ганди, о его теории и практике ненасильственного сопротивления. О гуманизме и нравственном величии этого человека, не допустившего ненависти участников сопротивления по отношению к колонизаторам – англичанам. «Можно ненавидеть колониализм, но нельзя ненавидеть колонизаторов…» По опыту знаю, какое сильное впечатление производит на подростков рассказ об английском офицере, вышедшем после болезни из госпиталя в Дели, когда в Индии уже не осталось ни одного английского солдата. Офицер этот, не имея штатской одежды, боялся выйти на улицу. Он был уверен, что его ожидает если не расправа, то всеобщая ненависть. Но деваться было некуда – нужно было спросить, как добраться до английского посольства. Каково же было потрясение англичанина, когда вместо ненависти он встретил сочувствие, доброжелательность и желание помочь! Это перевернуло мировоззрение офицера… (Обо всем этом учитель может прочитать в книгах Джавахарлала Неру «Автобиография» и «Открытие Индии».) Между тем в программе и учебниках по истории о движении Ганди лишь несколько сухих строчек…
А разве нельзя в курсе биологии рассказать о великом представителе народов Средней Азии, ученом и враче Абу-ибн-Сине (Авиценне)? Думаю, что неравнодушный учитель догадается после этих рассказов спросить подростков о том, как чувствовали бы себя эти великие люди сейчас в ночное время на улицах Москвы, Петербурга и других городов, где все еще бесчинствуют скинхеды…
И, конечно, нужно объявить конкурс на создание таких рассказов для школьных учебников и привлечь к участию в нем писателей, журналистов, педагогов. Потому что далеко не все ученые обладают талантом популяризаторов и публицистов. (Даже язык иных учебников попросту непонятен ребятам.)
А уж в программы по литературе для среднего звена просто необходимо включить произведения, воспитывающие толерантность. Очень подойдут для
5-7-х классов, например, рассказы Вильяма Сарояна «Война» и «Акробаты». Первый – о том, как во время Первой мировой войны подростки из маленького американского городка побили своего сверстника только за то, что он немец. Второй рассказ – об обывателях такого же городка, которые настороженно и бездушно отнеслись к замечательным уличным артистам потому, что они были смуглые, черноволосые, маленькие и говорили на каком-то неведомом языке. И только маленькая девочка Эмми, презрев неодобрение и трусость окружающих, бросилась к ним и подала им монету – единственную, которая у нее была… (На этих замечательных рассказах можно хорошо и просто показать значение художественной детали – именно на тонких психологических деталях они и построены.) Опять-таки знаю по опыту, какое сильное впечатление производят на детей эти рассказы. Не верю, что молодые люди, с детства воспитанные на подобных произведениях, на рассказах о Ганди, Мартине Лютере Кинге, о нашем замечательном ученом Миклухо-Маклае, давшем своими исследованиями и самой жизнью среди туземцев Новой Гвинеи бой расизму, могут стать скинхедами или даже просто «тихими» расистами.
Каждый школьный предмет таит в себе много возможностей для воспитания толерантности и гуманистического мировоззрения. Мы, однако, их не используем.
Понимаю, что переиздавать учебники сложно и затратно. Однако можно включить соответствующие разделы в программы, а подробный материал дать в методических пособиях. Художественные же произведения школьники возьмут в библиотеках.
Убеждена, что предложенные мною простые меры привели бы к нравственному оздоровлению подростковой среды и ощутимо снизили бы количество преступлений на почве расовой и национальной ненависти.
Прошу считать эти предложения обращением к нашему министру образования и науки Андрею Фурсенко и главе московского Департамента образования Любови Кезиной.
Инна КЛЕНИЦКАЯ, учитель русского языка и литературы
Комментарии