Мы так часто в последнее время употребляем слово «успех», что своим содержанием оно стало напоминать гель, способный разлиться и принять форму любого вместившего его сосуда. Слово стало обтекаемым. И вот уже кто-то понимает под ним карьерный рост, кто-то увеличение материального достатка, а кому-то легко перепутать успех с популярностью. Но успех – это прежде всего достижение, победа. И часто над самим собой. Ведь для победы нужно усилие, желание, нужен интерес.
Когда я брожу по «Галерее успеха» в Центре внешкольной работы Калининского района, то убеждаюсь, что здесь об успехе знают что-то особенное. Есть какой-то секретный шифр, которым открываются эти смеющиеся, озорные, добрые ребячьи лица. Есть заразительное торжество победы, и стена с фотографиями замечательных мальчишек и девчонок, победивших в различных конкурсах, фестивалях и соревнованиях, никак не хочет кончаться.
– Да, мы живем в пространстве успеха! – дает простое объяснение тайне Светлана Калганова, заведующая секцией музыкально-хоровой студии «Галактика». – Никаких секретов нет, просто пришедший к нам ребенок остается самим собой.
Вот так, перефразируя Стендаля, утверждавшего, что единственное средство иметь успех – это оставаться самим собой, Светлана Калганова посвящает меня в уникальный мир Центра, куда приходят заниматься более пяти тысяч детей и подростков.
Кстати сказать, она сама воспитанница ЦВР. Когда-то занималась в музыкально-хоровой студии. Теперь мамин путь повторяет дочка, которая с увлечением играет на синтезаторе и с удовольствием выполняет обязанности старосты хора.
– Понимаете, – доверительно сообщает мне Светлана, – в этом пространстве успеха можно воплотить все свои замыслы и желания. Наверное, во многом это зависит от отношения педагогов к детям. Здесь нет ставшего, к сожалению, обиходным слова «урокодатель». Именно не учитель, а урокодатель, который не обязан любить детей, а должен просто дать им урок. Разве можно это применить к нашим преподавателям, которые, например, умудряются устраивать концерты класса в Доме Ахматовой, ходят с детьми в Капеллу!
Конкуренция – это здорово!
В 2008 году ЦВР исполнилось 80 лет. Он внесен в федеральный реестр Всероссийской книги почета. Забавно, но для многих юных «экспертов успеха» это явилось открытием. «Неужели 80 лет? А так и не скажешь…» – изумилась как-то одна из воспитанниц. Но что такое 80 лет для образовательного учреждения? Это молодость с приобретенными традициями. И главная из них – работать интересно и ярко.
О детище, которое более чем за тридцать лет ее пребывания в нем стало самым дорогим, самым важным, рассказывает его хозяйка – директор ЦВР Нина Жгулева, заслуженный учитель РФ, победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2005»:
– Сегодня в Центре шесть отделов, и один из самых крупных – отдел технического творчества. В городе мало учреждений, где остались полноценные отделы технического творчества. Потому что очень сложно содержать их материально-техническую базу, и зачастую бывшие дома техники переходят на художественное, декоративно-прикладное направления. Как нам удалось все сохранить? У нас есть старое станочное оборудование, которое мы получали в свое время от предприятий-шефов, и сегодня на нем можно сделать уникальные детали, и новое оборудование, которое мы стараемся приобретать. Кроме того, у нас прекрасно оборудованы кабинеты, они специально спланированы для технических кружков, есть помещения для станочного оборудования, для хранения материалов, продумано рабочее место ребенка. Единственная проблема – это кадры. Мужчины на такие деньги не идут работать. Спасают совместители, которые когда-то были воспитанниками Центра и сейчас, где-то работая, приходят заниматься с детьми. Держимся на их преданности и энтузиазме.
Примечательно, что у маленьких детей очень большой спрос на начальное моделирование. А когда ребенок отучился по программе 2-4 года, то потом он выбирает авиа-, авто-, судомоделирование, радиоэлектронику и идет дальше на вторую ступень развития технического творчества. Это обязательно нужно сохранять.
Нину Николаевну дополняет Татьяна Фрост, заместитель директора по организационно-массовой работе:
– Этот отдел очень любят мальчишки. Что их в нем привлекает? Не только работа на станке и что он на нем делает, но и то, что будет на выходе. Сегодня на самом высоком уровне поставлена система соревнований по радиоуправляемым моделям, и наши мальчики – чемпионы всероссийских и международных соревнований. Это также мужское содружество, когда соревнуются и взрослые, и дети.
– Есть у нас великолепный отдел изобразительного, декоративно-прикладного творчества, – продолжает Нина Жгулева. – Здесь мы ищем новые формы. К примеру, с этого года будет новое направление «фильцевание»: мы валяем игрушки, бусы, украшения. Сейчас работаем над программой для развития этого направления. Вообще это нам свойственно, идти в ногу со временем. Например, в информатике для старших детей делаем новую программу «Реклама и Интернет». Стараемся учесть, что дети интересуются издательским делом. Учет спроса – это архиважно.
Одно из самых развитых – музыкально-хоровое направление, где две студии, и среди них отдельно выделены мальчики. Это известный в городе коллектив, музыкально-хоровая студия мальчиков и юношей под руководством Владимира Пчелкина. Наш учебно-методический отдел курирует педагогические кадры района по воспитательной работе. У нас большой пласт программ как для взрослых, так и для детей. Наш охват – 54 школы, в том числе мы являемся руководителями методических центров по организации дополнительного образования на базах школ.
– Такой размах для вас в новинку?
– Нет, у нас есть опыт фестивалей. К тому же в районе вообще колоссальный опыт дополнительной работы с детьми. Поскольку наш район самый большой по протяженности в России (42 км), поэтому у нас на территории три учреждения допобразования.
– И вы конкурируете между собой?
Нина Николаевна, не раздумывая, кивает головой:
– Обязательно! Здоровая конкуренция позволяет изменить внутреннее содержание, заставляет искать то, что должно измениться. Сегодня время диктует другие условия. И если мы не успеем в этом времени жить, то окажемся на задворках. Учреждение живет только тогда, когда у него постоянно возникают новые цели, когда достигнуты прежние и когда остаться на уровне прошлого смерти подобно.
– Нина Николаевна, вы, как и большинство руководителей дворцов творчества, нацелены на работу с семьей.
– Действительно, наша основная задача – привлечь семью и ребенка. Чтобы родитель пришел на совместное мероприятие, где вместе с ребенком будет участвовать непосредственно в действии. Особенно показателен в этом отношении фольклорный ансамбль «Роднички», когда и взрослые, и дети ждут таких праздников. Сегодня родителю ведь некуда пойти с ребенком, чтобы провести творчески время. Не в магазин же? А у нас и тот и другой получают не только положительные эмоции, но и узнают друг друга.
«Центральная» тусовка
Дух единения, если он присутствует, в каждом учреждении проявляется по-разному. В ЦВР это заботливо оформленные холлы, уютные кабинеты, и даже музей радиотехники несет на себе отпечаток общего внимания. Наверное, здесь не бывает тишины. Если движение в Центре и замирает на секунду, то эта секунда лишь разбег для новой, созревшей мысли.
Мне кажется, что лучшего определения для жизненной установки в Центре, как ее выразила Татьяна Фрост, нет. Она сказала:
– Основа нашей деятельности – личный интерес в том, чтобы быть лучше. У нас неприлично быть плохим педагогом, плохим администратором, быть лодырем.
Дух единения в Центре настолько силен, что готов магнетической массой распространяться вне его стен. ЦВР уже много лет активно взаимодействует с муниципальными советами. Сложилась целая система общих праздников, которые муниципальный совет поддерживает финансово, на страницах муниципальной газеты постоянно публикуются статьи о работе центра.
– У нас нет привычки жаловаться, – поясняет позицию Центра Нина Жгулева, – ведь спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если есть трудности, мы сами должны искать пути их преодоления.
А еще Нина Николаевна признается, что любит молодежь.
– Мне нравится слышать в коридорах Центра смех. Поскольку у нас много молодежи, то у них появляется свой вариант тусовки. Место сбора – наше кафе. Напротив мой кабинет, и я всегда говорю: он открыт, приходите, расскажите обо всем, что вас волнует. Через месяц работы обязательно встречаюсь с молодым специалистом, чтобы выслушать, как ему работается, что нравится, что нет. И они говорят открыто, прямо, что уже не сделает человек с опытом. И это надо поощрять, потому что это стимул для развития в другом направлении.
Нина Николаевна знает, что говорит, все-таки 32 года директорского стажа. Ей удается сочетать и традиции, и новации. Например, в ЦВР очень много мероприятий, направленных на сплочение коллектива: юбилейные даты педагогического стажа, первая годовщина, стаж работы в ЦВР, новогодний вечер для сотрудников. Из новаций большой популярностью пользуются совместные познавательные экскурсии. Всем коллективом ездят в города с необыкновенной историей. Так, недавно были в Тихвине, Старой Ладоге. Это помогает понимать друг друга, видеть иначе.
Так получилось, что о проблемах в этот день мы говорить не стали. Не потому, что их нет, а потому, что Нина Николаевна уже озвучила позицию Центра (смотри выше). Ничто не достается без усилий, но, не желая разворачивать «жалобную книгу», она говорит:
– Я могу гордиться тем, что ребенку у нас хорошо. Для него здесь созданы все условия. Он может радоваться и развиваться в этом огромном мире творчества, и пусть его не касаются наши взрослые проблемы. Мы с ними обязательно справимся.
И я ей безоговорочно верю.
Санкт-Петербург
Комментарии