Тихий шелест листьев, журчание ручья, перебежки бурундуков, стрекотание кузнечиков, кудахтанье кур и петушиное пение, плескание рыб и лягушек в пруду – такова летняя благодать природы на туристической базе «Айдашки», расположенной в живописном лесу неподалеку от города Ачинска Красноярского края. Именно здесь с 1 по 4 августа 2024 года прошла XVI Летняя школа для молодых педагогов и методистов, организованная региональной общественной организацией Красноярского края «Творческий союз учителей» при поддержке Министерства образования Красноярского края, Дома работников просвещения, Управления образования администрации города Ачинска.
156 педагогических работников, из них 33 молодых педагогов в возрасте до 35 лет, приехали из разных уголков нашего Красноярского края: из Красноярска, Ачинска, Лесосибирска, г. Бородино, г. Ужур, Железногорска – Шушенского, Енисейского, Партизанского, Новоселовского и Емельяновского районов. В качестве модераторов приняли участие методисты ТСУ, победители регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» и почетные гости из Новосибирской области Марина Николаевна Чешева и из Тулы Евгения Игоревна Гречишкина.
«От измерений к изменениям» – именно такой была тема летней школы. Движение в данном тематическом контексте позволило педагогам построить свой вектор профессионального самоопределения, выявить профессиональные дефициты и увидеть свои образовательные задачи.
На самом деле летнюю школу очень трудно описать словами, ее нужно прожить. Каждый день в школе был тематическим. Работая в разных направлениях («Оценочная деятельность педагога как условие реализации ФГОС», «Воспитательный потенциал образовательной организации: от условий к изменениям», «Технологии создания психологически безопасной среды в классе, в образовательной организации», «Управленческий проект как эффективная стратегия изменения качества образования»), участники школы с помощью модераторов осваивали содержание, касающееся формирования планируемых образовательных результатов и их измерений. Оценка результатов в контексте ФГОС, современные оценочные процедуры (ЕГЭ, ВПР, КДР), внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) и место педагога в ней, персонализация и индивидуализация в образовании, воспитательные результаты, технологии создания психологически безопасной среды, приемы оптимизации содержания, развитие функциональной грамотности и многое другое – все это предстояло обсудить, понять. Педагоги-модераторы провели целый спектр мастер-классов и семинаров, показавших интересные и современные находки в вопросе как измерения образовательных результатов, так и изменений, полученных в результате на практике.
Дискурс-лекции, которые провели Г.А. Гуртовенко, Н.А. Костина, С.Н. Бордукова, Г.М. Нефедова, члены правления ТСУ, позволили участникам в активном формате найти ответы на вопросы относительно того, чему и как учить, как организовать в школе ВСОКО, какие аспекты управления необходимо выбирать и где место педагога в системе оценивания образовательных результатов. Дискутирование, моделирование, анализ и рефлексия помогли создать продуктивное пространство, в котором практически каждый участник нашел ответ на свой вопрос или же увидел идеи для дальнейшего профессионального роста.
Очень содержательный семинар в активном формате по актуальной теме «Партнерская модель взаимодействия с родителями» провела Марина Николаевна Чешева, методист, член клуба учителей года Новосибирской области. Ярко, живо, эмоционально – именно так можно охарактеризовать данное событие мастера, вызвавшее неподдельный интерес участников к раскрытой проблеме.
Два семинара по аспектам персонализированного обучения показала еще одна почетная гостья – Евгения Игоревна Гречишкина, член клуба учителей года Тульской области. Представленные модератором глубоко осмысленные вопросы относительно рисков, возможностей, способов оценивания при персонализации вызвали шквал эмоций, мнений и в целом вызвали огромную заинтересованность у слушателей летней школы. Подробнее с программой летней школы и деятельностью ТСУ можно ознакомиться на официальном сайте организации.
Особым украшением пространства летней школы стали неформальные мероприятия. Так, занятия йогой посредством дыхательной практики и медитации показали приемы как для сохранения спокойствия в трудный момент, так и для достижения максимальной концентрации, когда это необходимо. «Дискотека 80‑х» позволила прекрасно провести время в кругу друзей и чудесной музыки. Интерактивные площадки «Чашка сибирского здоровья», «Мои эмоции», «Акварельное настроение» и «Полет бабочки» напомнили участникам школы о прекрасных днях уходящего лета и позволили ими насладиться через проявление творчества и фантазии. Очень кстати пришлись и занятия с психологами по арт-терапии и профилактике эмоционального выгорания. Особым украшением мероприятия стал «последний аккорд» в виде закрытия летней школы-2024. Именно здесь команды районов показали себя как талантливые чтецы, актеры, вокалисты, танцоры, операторы и режиссеры. Много добрых и сердечных слов было сказано участниками школы друг другу.
Уже все позади… Осталось лишь приятное послевкусие в виде теплых воспоминаний, позитивных эмоций, тихой грусти от расставания с друзьями, ну и, конечно, огромное желание продолжать расти как профессионал и меняться только в лучшую сторону!
Анна Ефимкина, заместитель директора школы №3 города Бородино, Красноярский край;
Светлана Бордукова, заместитель директора центра психолого-медицинской и социальной помощи №1 «Развитие», Красноярск
Комментарии