У ребенка должно быть такое пространство, где он просто пробует, а не выполняет на отметку, где можно убедиться, что это вот получается и интересно, а вот это не твое, и бросить, перевернуть страницу. Ребенок должен совершать пробы, подчас заходя на неизведанную территорию, и иногда, разумеется, ошибаться. Ошибки – точки роста, их надо анализировать. Только так можно научить детей строить свою траекторию развития в современном постоянно меняющемся мире.
– В школе правильным считается ответ, к которому ты можешь привести больше аргументов, – считает 14-летняя Варя Кучеренко, – и это не всегда совпадает с твоими собственными мыслями. Занимаясь в кружках, я знаю, что любой мой ответ ценен.Заниматься с ребятами без индивидуального подхода в условиях дополнительного образования просто невозможно. Хотя бы потому, что дети в одной группе могут оказаться с совсем разными базовыми знаниями, с большой разницей в возрасте, с разными интересами. Но ребенок стремится получить ответы именно на свои вопросы, выполнить тот проект, который ему интересен, он за этим сюда пришел. Нередко случается, что дети, не успевающие по школьной программе, где тайминг усвоения оказывается важной характеристикой, на занятиях в кружке проявляют совершенно другие способности. Они оказываются способными на погружение в предмет, могут ломать голову несколько часов подряд над какой-либо задачей, так как серьезно увлечены.- В школе я должен сделать все, чтобы перейти в следующий класс, – говорит 14-летний Ваня Латыше. – Передо мной стоят конкретные задачи, я должен их выполнить, чтобы окончить школу. Актерское мастерство, сценическая речь, кружок по журналистике – эти дополнительные занятия помогают определиться мне с тем, чем я хочу заниматься после школы.Конечно, первичный выбор кружка и вида занятий для ребенка часто совершают родители, но в конечном счете главный выбор все равно остается за ребенком – он будет ходить туда, где ему интересно. В то же время в условиях дополнительного образования в любой момент можно начать сначала, с чистого листа, и необязательно с начала учебного года. И ребенок принимает это решение сам.- Такое количество самых разнообразных знаний, навыков и умений дети не приобрели за всю свою жизнь, – рассказывает о летней образовательной смене Екатерина Николаева, мама 9-летнего Федора Купцова. – Теперь и им, и нам, как родителям, будет легче определить линию и направление, в которых стоит двигаться дальше. И помочь по максимуму реализовать потенциал ребенка… И еще – дети теперь просятся сюда вместо школы.В школьном возрасте, особенно для подростков, очень важен опыт успешности, опыт удачной реализации своего собственного замысла, своей идеи или идеи, родившейся в общей работе, в кооперации. В дополнительном образовании, где все в большей степени расцветает проектная деятельность и вместе с тем есть организованные места предъявления ее результатов (детские конференции, смотры, конкурсы, фестивали), для этого возможности есть.- Ты приходишь, как бы устраиваешься в фирму, – делится впечатлениями об образовательной смене «Движение техномира» 16-летний Максим Барабаш, – и ты должен помочь решить так называемый кейс. Есть много глобальных проблем, требующих решения, и это здорово, если ты в команде можешь попробовать свои силы. Ты обязательно найдешь себе применение, если хочешь добиться результата.Опыт работы Центра проектного творчества «Старт-ПРО» подсказывает, что в дополнительном образовании большие возможности для апробации технологий тьюторства, наставничества, реализации индивидуальных образовательных траекторий. И вместе с тем здесь эффективны технологии коллективно-распределенной проектной деятельности, командная и ролевая организация работы детей. Здесь идеальные возможности для разработки и апробации задачного метода обучения, так необходимого сегодня для полноценного внедрения деятельностного подхода в основном образовании. В нашем случае возможности разработок и исследований усиливаются еще и научно-педагогическим потенциалом университета (наш центр – структурное подразделение Московского городского педагогического университета), и это не единственный пример такого взаимодействия.Елена ВОСТОРГОВА,директор Центра проектного творчества «Старт-ПРО» Московского городского педагогического университета
Комментарии