search
main
0

Пространство обновления

Каждая встреча с Шалвой Александровичем Амонашвили, педагогом-новатором, основоположником концепции гуманной педагогики, как глоток чистого воздуха, приносит ощущение особой радости и обостряет чувство любви к миру детства, к учительской профессии. Будь то рукописи неопубликованных книг, что было не раз, когда они начинали свою жизнь на страницах «Учительской газеты» (среди них «Улыбка моя, где ты?», «Без сердца что поймем», «Будем как солнце» (2003 ), «Истина Школы» (2006), «Учитель от Бога» (2017), «Оценки» (2020-2021), выступление Шалвы Амонашвили на семинарах,  душевный разговор с ним по телефону или личное общение на конкурсе «Учитель года России», куда он многие годы приезжает как член Большого жюри. В этой среде гуру современного образования, философа, писателя, наставника, просветителя, последовательно и бескомпромиссно отстаивающего на протяжении уже нескольких десятилетий гуманистическое мировоззрение, приоритет воспитания, принципы уважения личности ребенка, принятия его таким, какой он есть, знают особенно хорошо. Для многих конкурсантов прошлых лет, да и для нынешнего поколения участников профессионального состязания Шалва Амонашвили кумир, авторитет, маяк, ориентир, проводник добра и света, барометр подлинности и справедливости, надежды и созидания в педагогике. Ученого цитируют, его книги читают и возвращаются к ним. Когда этот человек рядом, мир становится лучше, добрее, чище и благороднее. Его голос и сердце можно слушать бесконечно. Шалву Амонашвили знают и любят миллионы учителей в нашей стране и мире.

Ценно и то, что у Шалвы Александровича есть последователи, которые продолжают его дело, начатое им в начале его педагогического пути, когда он поставил перед собой задачи: уйти от авторитаризма, отучить себя и тех, кто приходит к детям в класс, кричать на них, избегать наказаний и порицаний, не смотреть на ребенка сверху вниз, не ущемлять его чувство собственного достоинства, бережно относиться к его внутреннему миру. Какими бы совершенными ни были учебники и программы, их эффективность зависит исключительно от учителя – от его манеры преподавания и отношения к детям. Это открытие вдохновило Амонашвили на поиск нового подхода, на который его также сподвигли идеи великих педагогов прошлого – Песталоцци, Ушинского, Выготского, Макаренко, его талантливых современников Занкова, Эльконина, Давыдова. Он изучал психологию, философию Рерихов, основы мировых религий. Бесценный философский фундамент классиков, их мудрость, собственные размышления и исследования легли в основу его гуманно-личностной педагогики, которую сегодня разделяют и поддерживают многие близкие ему по духу люди, прежде всего его сын Паата Амонашвили, доктор психологических наук, президент Международного центра гуманной педагогики, социолог, писатель, научный руководитель детского дошкольного образовательного учреждения «Басти Бубу» в Грузии. Мы уже представляли его нашим читателям, опубликовав в «Учительской газете» (№40 от 1 октября 2019 года) статью Пааты Шалвовича «Два состояния учителя». А также кратко рассказали о том, что многие годы вместе с Шалвой Александровичем он и их единомышленники проводят курсы, семинары, встречи для родителей, детей, педагогов в родовой усадьбе семьи Амонашвили в Бушети, где и мне посчастливилось побывать, открыть новый и неведомый для меня мир. Это удивительное место в Кахетии с неповторимым природным ландшафтом, чарующими видами знаменитых Кавказских гор семья Амонашвили превратила в цветущий сад, в доброе пространство будущего. Оно называется городом Солнца, местом, где в летнее время лучшие представители гуманной педагогики помогают совсем маленьким и постарше девочкам и мальчикам, юным и зрелым женщинам и мужчинам открывать сердца, учиться понимать друг друга, получать энергию созидания и творчества, любви и радости (Ирина Димова, «Планета Шалвы Амонашвили. Современному классику гуманной педагогики исполнилось 90 лет», «УГ» №10 от 9 марта 2021 года).

Среди любимых учеников Шалвы Амонашвили – Игорь Киршин, филолог из Калининграда, чьи статьи «Педагогический плот» и «Крапивин в моей жизни» также публиковались в «Учительской газете» (№34 от 24 августа 2021 года и №49 от 7 декабря 2021 года). Маститый учитель восхищается талантом калининградского педагога и, как он сам говорит, многому у него учится. Сегодня мы предлагаем нашим читателям их новые публикации, у нас есть возможность чуть больше узнать о том, как рождалась идея проведения в Бушети детских летних программ, какие она ставит задачи, какую выполняет миссию и на каких смысловых опорах строится и развивается.

И еще. В когорту тех, кого бесконечно ценит и любит Шалва Александрович, входит и Марина Шкробова-Верналис, педагог, поэт, художник. Шалва Амонашвили, как и многие из нас, кто знаком и дружит с ней, не перестает удивляться и вдохновляться разнообразием творчества этого невероятно талантливого человека и красивой женщины. Ее стихи созвучны гуманной педагогике, в них утонченность, глубина женского мироощущения, радость созидания бытия, свет добра и любви. Ее поэтический сборник «Стань светом сам!» она посвятила Шалве Александровичу Амонашвили.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте