В Луговской школе учитель-дефектолог Татьяна Цыпун работает уже четверть века. И половину этого внушительного срока занимается с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Удивительно, но, по собственному признанию, этих лет она не заметила.
Не бояться пробовать
– Пролетели, потому что всегда мечтала быть учителем, – улыбается Татьяна Хайровна. – Не представляю себя в другой профессии. Вспоминаю, как первый раз пришла в школу: немного тушевалась, взяла с собой тетю, красивую, бойкую. Говорить первая начала она, на меня и внимания никто не обратил, думали, ее на работу берут. А школа тогда стала для меня любовью с первого взгляда. Позже получила дополнительное образование по направлению «Олигофренопедагог».
Еще не доходя до кабинета Татьяны Цыпун, попадаешь в особый мир – мир творчества и заботы. Невысокая, быстрая и очень внимательная, она располагает к себе душевностью. Татьяна Хайровна всегда за спинами своих учеников, даже когда те значительно выше и ее совсем не видно. Рядом с детьми, которые имеют особенности развития, или, как это называют в педагогике, ограниченные возможности здоровья. Для них присутствие учительницы – опора и поддержка, с которыми трудное становится легким, невозможное – реальным.
Педагог всегда готова поддержать тех, кто сомневается в своих способностях. И чаще этого хватает, чтобы ребенок преодолел любую преграду.
Кабинет Татьяны Цыпун – пространство любви к природе и жизни: цветы, рассада, улитки, черепахи, рыбки, хомячки, морские свинки. Ребятишек из других классов – «классов нормы» – ее дети приводят в кабинет на экскурсию. Гости внимательно рассматривают глазки-пуговки хомячка Белочки, хвостики быстро жующих улиток, мордочку самой любопытной черепахи и завидуют детям с ОВЗ. А хозяева гордятся кабинетом, обстановкой, учительницей, собой.
– Черепахи любят, когда мы поем, – рассказывают ребята, – выстраиваются на островке и слушают.
А сколько творческих поделок в кабинете! Вместе они клеят, шьют, рисуют, развивают умения, речь, интеллект. Участвуют во всех конкурсах без разбора, для детей с ОВЗ это важно.
– Надо не бояться пробовать! – уверена Татьяна Хайровна.
Выигрывают ее ученики тоже все конкурсы – и для особенных детей, и для «детей нормы». Впрочем, они выиграли уже тогда, когда попали к Цыпун, педагогу по призванию.
Семейные традиции
– У нас семья, и в ней свои традиции, – рассказывает Татьяна Хайровна. – Как в любой семье, можем поссориться, но быстро миримся. Обязательно каждый день пьем чай – так легче настроиться на волну друг друга. Вместе переживаем, если кто-то из родных заболел, поздравляем их с семейными торжествами, друг друга – с праздниками и победами, обязательно с днем рождения.
Родители детей – ее единомышленники, потому идут за советом. Не отказывает никому. Не умеет и не хочет.
– Я поняла, почему у меня получается с ребятами, с родителями, как бы сложно ни было, – признается Татьяна Хайровна. – Просто люблю людей. И, наверное, они это чувствуют.
На уроке у Цыпун бывают ученики сразу несколько классов, иногда с третьего по девятый, но это ее не пугает, не возмущает. Даже неудобство педагог превращает в преимущество – старшие помогают младшим.
– И мне легче, и они, объясняя друг другу, повторяют тему, – поясняет учительница.
Чаще всего выпускники адаптивного класса Луговской школы продолжают обучение в Омском техникуме лесного хозяйства, осваивая профессии штукатура-маляра, слесаря по ремонту автомобилей. Луговских детей там уже знают.
– Они у вас особенные, – говорят в техникуме, – добрые, воспитанные, ответственные.
Ответственность в классе у всех разная, но есть обязательно у каждого: Катюша отвечает за цветы, Саша – за кормление черепах, а Никита за всех сразу – он староста класса. Это и есть самоуправление. Доброте Татьяна Хайровна учит на примерах, рассказывая такие истории, чтобы душу тронули, задели каждого. Даже плохой пример поворачивает по-своему, на пользу детей. Однажды подрались черепахи, да так сильно, что одна даже заболела.
– Это от грусти, – сказала педагог детям. – Очень тяжело остаться одному, поссорившись с другом.
Татьяна Хайровна вообще очень много разговаривает со своими детьми, не жалеет на это времени на уроке, а после урока слушает всех, дает возможность каждому высказаться, каждое мнение уважает.
– Давайте поговорим, – подбегают к ней дети.
– Давайте, – учительница всегда готова.
Класс любимчиков
Татьяна Цыпун рассказывает ребятам простые и поучительные истории, но, недоговорив, останавливается. «А как бы поступили вы?» – спрашивает у детей, заставляя их задуматься. Практико-ориентированный подход, скажет учитель-методист, услышав о таком приеме.
– Воспитание личности, – считает Татьяна Хайровна. – Говорят, что мои дети похожи на меня: переживают друг за друга, помогают друг другу, а главное – знают: безвыходных ситуаций не бывает, если мы вместе. Мои ученики – настоящие. Открытые, добрые. Практически не умеют врать. Трудолюбивые и очень понимающие. Стоит рассказать о чувствах, о переживаниях, тебя поймут и обязательно помогут. Мы очень много нарисовали и написали писем для мужчин, участвующих в СВО. Я не заставляла детей, но объясняла, что наши письма для них – как молитва, как оберег, как возможность выразить все, что сказать не получается. Мы первые с радостью идем чистить памятник участникам Великой Отечественной войны. Тоже не принуждаю, просто рассказываю о людях, которые нас защищали.
Цыпун считает, что ей везет на детей и на родителей. Председатель родительского комитета Лариса Носкова, например, в этом году выпускает сына. Вроде уже и расставаться пора, а трудно, Лариса Алексеевна говорит, что будет и дальше помогать, как ей теперь без школы? Может быть, все изменится – появятся другие проблемы и дела. Но родители стараются продлить время, проведенное с учителем.
– Думаю, самое главное – понять ребенка, его родителей, – улыбается Татьяна Хайровна.
У нее полно любимчиков: целый класс, да не один. И каждого своего ребенка она искренне любит. Особенно тех, с кем много дополнительно занимается. Максим, например, когда пришел в первый класс, не говорил совсем. Но теперь он самый прилежный ученик, очень хочет высказаться, внимательно слушает каждое слово учительницы, а она видит, как ему все непросто дается, и много работает с ним.
– Речь – на кончиках пальцев, – объясняет Цыпун. – Потому занимаемся пластинографией, массажем. И прогресс у нас есть! Существенный. Радуюсь пусть маленьким, но победам. У каждого ребенка в классе своя цель, своя траектория развития, и мы по ней движемся. Иногда очень маленькими шагами, но движемся. Когда нам делают скидку, еще и обижаемся. Вот недавно проходил конкурс патриотической песни: все поют под минус, мы под плюс. Вроде бы все хорошо. Но сами дети говорят: «Почему так? Мы хотим как все!» Непросто нам выучить, запомнить мелодию, но, если сами захотели, учим.И все получается.
Терпение и труд
Трудовые навыки, по мнению Татьяны Хайровны, для ее детей не менее важны, чем знания математики или физики. Как посадить растение, как ухаживать за посадками, как вскопать грядку, как подоить корову, как вести себя на природе, при пожаре и многое другое – все это социально-бытовое ориентирование. Для кого-то это просто, не требует дополнительного изучения, а ее ребятам нужно многое повторять, закреплять навыки.
– Стараюсь приучать их к самостоятельности, – рассказывает учительница. – С родителями договариваюсь, чтобы давали возможность трудиться самим. Устраиваем генеральные уборки, когда нужно клетки животных перемыть, салфетки постирать, камушки все перебрать. Изучаем, как ухаживать за домашними животными.
Одна из учениц дома пересказала маме, зоотехнику по профессии, целый параграф о выпаивании телят. Мама учебник перепроверила, осталась довольна: правильную науку в школе преподают! Дети с ОВЗ в Луговской школе отвечают за один из цветников, потому заранее сеют рассаду, высаживают, ухаживают, радуются каждому цветку. Бывает, готовят вместе – договариваются, приносят продукты из дома. На днях вот винегрет смастерили, очень вкусный получился. Дети теперь часто приносит свои творения – торты, пироги – в класс. Все пробуют, хвалят, переписывают рецепты. Многие из выпускников Татьяны Цыпун живут полноценной жизнью: работают, создают семьи.
– Сейчас вот сами оформляем выставку таврических художников «Фототавр» в актовом зале, это доверено только нам! – гордится своими ребятами учитель. – После вся школа будет ее посещать, но первооткрыватели – мы. Работы много. Очень стараемся. Изучаем каждую работу, находим что-то особенное – деталь, мелочь и после рисуем свое, объединив все эти детали. Скажете, копируем? Нет, учимся видеть, наблюдать. А какие картины получаются у нас! Шедевры!
Наталья ЯКОВЛЕВА, Омская область
Комментарии