Новая Москва меняется на глазах. Появляются новые комфортные для жителей микрорайоны. За пять лет существования новых округов столицы в строй введено 15 зданий школ и детских садов, построенных по современным проектам. Яркие фасады и интересные архитектурные решения внутреннего пространства зданий: многофункциональные помещения-трансформеры, зимние сады, просторные коридоры и рекреации. Каждое здание имеет свой замысел, свою педагогическую изюминку.
В федеральном государственном образовательном стандарте важным условием развития детей, пробуждения в них интереса к познанию окружающего мира, самостоятельности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, которая стимулирует детей к наблюдению, исследованию, рассуждению. Именно такая среда и создается в школах ТиНАО, обеспечивая условия для формирования ключевых компетенций, интереса к обучению у учеников.Здания для дошкольных групп образовательных комплексов тоже сделаны таким образом, чтобы способствовать решению тех задач, которые ставит современная педагогика. Дети получают возможность развиваться как физически, так и интеллектуально, и творчески, поскольку в зданиях для дошкольных групп есть все необходимое для раскрытия талантов маленьких дошкольников: современные спортивные и музыкальные залы, художественные мастерские, игровые с интерактивными зонами, многофункциональные территории для дополнительного образования.Мастерство педагогов позволяет совершенствовать среду так, чтобы она стала эмоционально комфортной и развивающей для каждого ребенка: делать все для ребенка и с ребенком. Поэтому при проектировании пространства группы педагоги постарались уйти от линейности расположения игровых зон и мебели.Большие, просторные холлы также способствуют развитию детей. Например, центральные холлы (рекреации) используются для проведения игровых тренингов, мастер-классов с детьми и родителями, таких как «Безопасность на дороге», «Посещение театра», «Все профессии важны». В других холлах располагается изостудия, проводятся выставки детских работ, оборудованы комнаты для развития сенсорных представлений, экологические зоны. Дети не ограничены пространством группы, у них есть возможность выбора.- Школа – это особый мир детства, – говорит мама ученика 3-го класса Наталья Иванова, – в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он учится, радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, определяет свое мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому в учебном учреждении должна быть создана специальная обстановка, способствующая развитию умственных и творческих способностей ребенка, формированию его личности и его социальной адаптации.- На каких же принципах должна создаваться образовательная среда школы? – анализирует директор школы №2070 Ольга Афанасьева. – Конечно же, это многофункциональность, гибкое зонирование, динамичность, открытость. Так, многие помещения школ ТиНАО многофункциональны: коридоры и рекреации используются как целостная образовательная среда для проведения уроков, мастер-классов, массовых тематических мероприятий, выставок и фестивалей. При помощи пуфов и удобных диванов в кабинетах создаются пространства, позволяющие комфортно расположиться, чтобы провести неформальные беседы, дискуссии, просто почитать. Такое зонирование учебных кабинетов исключительно полезно для школьников. Актовые залы легко трансформируются в аудитории, а столовая превращается в пространство для проведения мероприятий, свободного общения и творческого отдыха.Среда всегда будет особенной, если в ее создании принимают участие дети. В школе №2070 учащиеся инженерного класса тесно взаимодействуют с представителями строительной компании «А101 девелопмент». Инженеры, экономисты, технологи, юристы проводят с учащимися мастер-классы, знакомят с этапами строительства, инновационными технологиями проектирования, новыми подходами к технологическим процессам. Таким образом, ученики получают возможность попробовать себя в различных строительных профессиях под руководством опытных партнеров. Одни активно участвуют в проектировании школ и детских садов, другие предлагают дизайнерские решения образовательной среды школьных и дошкольных зданий: продумывают проекты цветовых решений, подбирают мебель, комплектующие, третьи рассматривают подходящие отделочные материалы с учетом санитарных и технических требований для детских учреждений, четвертые рассчитывают экономические затраты и предлагают оптимальные решения поставленных задач.Все это способствует повышению качества образования, позволяет обеспечить каждому ученику индивидуальную траекторию, именно это учитель русского языка и литературы Светлана Белова считает наиболее важным: «Современная школа должна быть школой нестандартных заданий и творческих решений. Ученику нужна школа, учитывающая его индивидуальные особенности и способности».- Трансформируемая образовательная среда, – отмечает заместитель директора школы №2070 Елена Дембовская, – позволяет обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В школах ТиНАО успешно решена проблема образования особых детей за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка.Говоря об организации школьного пространства, нельзя обойти стороной школьные музеи, которые активно участвуют в социализации школьников, расширяя их восприятие окружающего мира. Благодаря современной конструкции зданий музейные экспонаты можно расположить не только в специально оборудованных помещениях, но и в школьных рекреациях, встраивая их в повседневную среду учащихся.Каждый педагог, ученик, родитель принимает участие в создании образовательной среды. Само обновленное образовательное пространство школы становится развивающим, поскольку позволяет гармонично организовать, сформировать и помочь в выборе собственного маршрута по пути к успеху.Ирина КУЗОВЛЕВА, учитель школы №2070
Комментарии