search
main
0

Пространство единомышленников

Парадигма наставничества школы как образовательная, научная и управленческая модель

В нашей школе мы рассматриваем наставничество как важный аспект, требующий изучения, переосмысления и систематизации существующих практик наставничества, а также внедрения их в гибкую систему, учитывающую современные образовательные вызовы. Мы выработали парадигму наставничества, охватывающую образовательную, научную и управленческую модели наставничества.

 

Каждая образовательная организация имеет свои уникальные особенности, формирующие особую образовательную среду. В контексте нашей школы мы выделяем следующие характерные черты нашей парадигмы наставничества: опытные педагоги, молодые педагоги, студенты-практиканты, ученики старших классов, ученики основной школы и ученики начальной школы (дошкольники).

Образовательная модель наставничества

В рамках образовательной модели мы учитываем возрастные и профессиональные особенности педагогов, студентов и учеников, ориентируясь на их потребности и цели обучения.

Научная модель наставничества

Мы также поддерживаем научную модель наставничества, вовлекая студентов-практикантов в активную деятельность, позволяющую им сочетать роль учителя на практике и обучающегося в вузе, что обогащает опыт всех участников системы наставничества.

Управленческая модель наставничества

При управлении системой наставничества мы выделяем ключевые принципы взаимодействия между субъектами и различаем простые и сложные системы наставничества. Простая система предполагает взаимодействие одного наставника с одним или несколькими наставляемыми, в то время как для сложной системы требуется включенность нескольких простых систем в общую деятельность.

Сформулированная парадигма наставничества отражена не только в реализации конкретных мероприятий, но и закреплена в локальном нормативном акте школы – положении о наставничестве. Этот документ определяет методологию и парадигму наставничества, а также статус и требования к участникам системы наставничества, что подчеркивает важность наставничества как неотъемлемой части стратегии развития образовательной организации.

В школе на протяжении учебного года проходят мероприятия, которые объединяют учителей и учеников различных параллелей и корпусов, родителей и партнеров школы – вузы, музеи, образовательные центры. Планирование и проведение таких событий – сложный административный и учебно-воспитательный процесс, формирующий здоровое образовательное пространство единомышленников. Своим опытом реализации парадигмы наставничества в июне 2023 года мы смогли поделиться с коллегами – учителями, методистами, классными руководителями, педагогами дополнительного образования и педагогами-организаторами из разных московских школ на круглом столе в рамках курса повышения квалификации «Эффективные инструменты наставничества в образовании» благодаря руководителю программы методисту ГМЦ Марине Валентиновне Мирчук.

Участники круглого стола ознакомились с технологией планирования больших общешкольных мероприятий в нашей школе, методами реализации простых и сложных систем взаимодействия и наставничества между учениками, учителями, студентами и преподавателями вузов. Своим опытом в качестве наставников и наставляемых наравне с педагогами поделились ученики 10‑го класса – участника городского образовательного проекта «Новый педагогический класс в московской школе». В практической части круглого стола гости объединились в рабочие группы, разработали паспорт мероприятия с учетом специфики различных городских образовательных проектов, их ресурсной базы и возможностей города. Каждая команда заложила в свой проект реализацию сложной системы наставничества. Итогом встречи стала презентация концепции новых общешкольных событий, каждое из которых может быть реализовано в текущем учебном году.

Такой опыт позволил понять, что парадигма наставничества представляет собой важный аспект, требующий дальнейшего изучения, переосмысления и систематизации существующих практик. Она также направлена на адаптацию к современным образовательным вызовам.

Важно отметить, что каждая из моделей наставничества (образовательная, научная и управленческая) имеет собственные ресурсность и ценность. Этим обеспечивается в том числе преемственность и непрерывность в образовательном процессе.

Эффективная образовательная деятельность требует включения всех этих моделей наставничества для обогащения опыта участников образовательной системы. Развитие и внедрение практики наставничества, охватывающей все аспекты образовательной, научной и управленческой деятельности, представляется важным шагом в улучшении образовательной среды и повышении качества образования.

Хочется подчеркнуть, что для достижения максимальной эффективности в образовательной деятельности необходимо включать все модели наставничества, учитывая их ресурсность, и продолжать развивать подобные практики наставничества в образовательных учреждениях.

Вера ГУСАРОВА, Елена БОГОЛЮБОВА, методисты школы №1541

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте