search
main
0

Пространство для мечты. Нам нужна школа, адаптированная к ребенку

Педагоги нашей школы учитывают неповторимость и уникальность личности каждого ребенка, поддерживают его интересы и потребности. Для нас индивидуальный подход в обучении и воспитании – не красивые слова в документах, а конкретные дела, методики, идеи. Одно из условий личностно-ориентированного подхода – создание развивающего образовательного пространства в начальной школе, которое позволяет детям устанавливать отношения доверия, принятия, эмпатии, помощи и поддержки. Получается, что мы не ребенка адаптируем к школе, а, наоборот, школьное пространство привязываем к малышу. Комфортность, раскрепощенность, свобода выбора, инициативность участников – важнейшие характеристики такого пространства.

В каждой классной комнате учебные и внеучебные зоны отделены друг от друга подсветкой.

Важное место в классе – особые места самопрезентации, самоактуализации, где выставляются «продукты» творчества учеников. Это «Чудо-дерево», «Пирамида», куда прикрепляются лучшие детские работы, рисунки, сочинения. На подиуме ребята читают стихотворения, показывают сценки, благодаря этому чувствуют себя увереннее. В зоне искусства школьники рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы.

Постепенно «обживая» разные пространства в классе, дети усваивают нормы (традиции) их функционального использования. Так, например, пространство общего круга, тогда ребята садятся вокруг стола «ромашки», а иногда ложатся вместе с учителем в круг на паласе, это означает: мы все равны, мы хорошо видим и слышим друг друга, мы внимательны друг к другу, мы вместе что-то обсуждаем, принимаем совместные решения. В общем круге подводим итоги прошедшего дня, говорим о настроении, слушаем сообщения, делимся чем-то интересным. В этом пространстве эмоциональной вовлеченности хорошо начинать урок игрой, песней, разминкой или заканчивать его общей «круговой» рефлексией. Здесь есть свои нормы поведения: говорит тот, кто хочет, а не кого заставляют; выслушивают каждого, не перебивая; затем можно задавать вопросы или комментировать сказанное и т.д. С этой точки зрения пространство «плавающее» в том смысле, что оно:

1) постоянно меняется (при смене форм, способов работы);

2) лишено «жесткого» центра («подиума» учителя);

3) участники свободно перемещаются во время урока.

Игровая зона предназначена для проведения подвижных игр, самостоятельных игр с изготовленными поделками, занятий с напольным конструктором, физкультминуток. Игры в шашки, шахматы несут большую смысловую нагрузку, развивают способность к познанию пространства и ориентации в нем. Эти игры способствуют развитию логического мышления, произвольного внимания, усидчивости.

Создавая развивающую среду, мы позаботились о том, чтобы ребенок имел возможность перебраться в «уголок отдыха» – посидеть, полистать любимые книжки, просто помечтать. Мягкая мебель, коврик на полу, спокойная релаксационная музыка, аквариум с рыбками помогут ребенку уединиться, восстановить силы.

Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребенку вещей сводят на нет стрессообразующий фактор. Уголок уединения в виде национальной юрты – то место, в котором можно побыть одному.

Достойное место в классе занимают самодельные стенки. Они многофункциональные:

Уголок природы.

Полки для книг и игрушек.

Любимое место для игр.

Стол справок.

Благодаря телевизору с большой диагональю, подключенному к компьютеру, мы используем материалы электронного учебного пособия для фронтальной и самостоятельной работы. Новые информационные технологии дают неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Обеспечивается развитие собственной образовательной траектории каждого школьника.

Таким образом, мы создаем образовательную среду, которая поддерживает активность ребенка, связанную с возникающими в его сознании новообразованиями, ослабляет острые негативные формы кризиса и ускоряет его развитие как личности.

Хандама ПАГМАЕВА, учитель начальных классов Судунтуйской средней школы Агинского Бурятского автономного округа

P.S. Материал о Судунтуйской школе читайте в следующих номерах «УГ»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте