«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Константин Циолковский был в этом совершенно уверен, а потому говорил: «Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». И еще: «Ракета для меня – только способ, только метод проникновения в глубины космоса, но отнюдь не самоцель… Будет иной способ передвижения в глубину космоса, приму и его…»
17 сентября Россия отмечала 150 лет со дня рождения учителя и ученого, основоположника теоретической космонавтики, изобретателя в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля.
Константин Эдуардович Циолковский родился в 1857 году. В детстве тяжело заболел скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота мешала учиться в гимназии, и с 14 лет он занимался самостоятельно. В сентябре 1879 года Циолковский в Рязани сдал экстерном экзамен на звание учителя математики и в январе 1880 года, получив свое первое назначение, приехал в старинный русский город Боровск к месту будущей работы «исправляющим должность учителя арифметики и геометрии уездного училища». «Класс» Константина Эдуардовича можно увидеть в музее-квартире ученого в Боровске – отделе Государственного музея истории космонавтики имени Циолковского. В этом городе прошла его молодость, здесь он начал свою педагогическую и научную деятельность и создал семью, встретив верную спутницу жизни Варвару Евграфовну Соколову. В музее собраны уникальные архивные документы – запись уроков физики с оценками Циолковского – пятерками на полстраницы, рисунки физических приборов, выполненные одной из учениц по заданию Константина Эдуардовича. В «классе Циолковского» много предметов, совсем не похожих на современные, – и школьная парта, и форма ученицы епархиального училища. Еще есть подзорная труба, с помощью которой Циолковский рассматривал с девочками звезды, физические приборы из реального и епархиального училищ. Удивят посетителей воздушные змеи и воздушные шары – поделки, подобные тем, которые мастерил из папиросной бумаги для своих учеников Циолковский. К одному из змеев привязан спичечный коробок. В такой коробок учитель Циолковский обычно сажал таракана, чтобы затем наблюдать за его самочувствием после полета.
Циолковский служил учителем до октября 1921 года. За педагогические заслуги в 1906 году он был награжден орденами Святого Станислава 3-й степени и в 1911 году – Святой Анны 3-й степени.
В Боровске ученый прожил 12 лет, а в 1892 году переехал в Калугу. Спустя четыре года вывел формулу, установившую зависимость между скоростью ракеты в любой момент, cкоростью истечения газов из сопла, массой ракеты и массой взрывных веществ. Эта формула получила название «формула Циолковского».
С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя, а в 1927 году опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.
В 1926 -1929 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. В 1932-м – теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями.
Наследие Циолковского – не только научные труды, но еще и научно-фантастические произведения: «Свободное пространство» и «На Луне».
Циолковский умер 19 сентября 1935 года. Ученого похоронили в одном из самых любимых мест его отдыха – городском парке в Калуге.
Памятники ученому есть в Боровске и Калуге, Москве и Санкт-Петербурге. В Калуге создан мемориальный дом-музей, его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт, Российская академия космонавтики. Именем Циолковского назван кратер на Луне.
Комментарии