search
main
0

«Простор» для творчества

Обнаружить страну Вообразилию и почитать дневник Мурциллы элементарно… Они нас ждут в литературном журнале

Быть писателем, поэтом, иллюстратором могут только взрослые? А вот и нет! Знаете ли вы, что Астрид Линдгрен стала писать для местной газеты, будучи школьницей! Все началось с того, что именно в этой газете напечатали ее школьное сочинение. Так великую Астрид Линдгрен заметили и предложили вести колонку, и она узнала, что обладает удивительным талантом.

Известно, чтобы обнаружить талант, иногда нужно просто попробовать. Например, попробовать быть автором. И даже если окажется, что авторство – это не твой путь, останется опыт, который будет полезен каждому человеку.

Такая уж это непосильная задача для ученика начальной школы? Нет! Как показывает наш опыт, дети пишут замечательные произведения разных стилей и жанров. Пишут с удовольствием и обо всем на свете!

Конечно, юному автору нужен помощник, учитель, наставник, но самое главное – ему нужен стимул, а лучший стимул для автора – это возможность быть услышанным, возможность найти своего читателя.

Так четыре года назад в нашей школе появился школьный литературный журнал юных авторов и иллюстраторов «Простор».

Простор для мысли, слова и фантазии,
Простор для сердца и души,
Простор для прозы, для поэзии,
Для детской радости и доброты!

Наш журнал привлекает внимание читателей и авторов. Он яркий и красочный, наполнен детскими произведениями и рисунками. В журнале множество рубрик, способных удовлетворить любые авторские идеи и замыслы: «Проба пера», «Школьная пора», «О животных», «О чудесах и открытиях», «Веселые шумелки», «Сказки от всего сердца» – всего более двадцати.

Также редакция журнала из номера в номер предлагает различные авторские задания с пояснениями, советами и алгоритмами действий: как написать сказку, для чего в стихотворении ритм, как украсить свое произведение средствами художественной выразительности и многое другое.

Начиная свой путь в качестве создателя и редактора школьного литературного журнала, я думала, что достаточно создать интересный, красочный журнал, наполнить его множеством рубрик, вооружить учеников заданиями, советами, дать им платформу для творчества – и дело сделано, юные авторы начнут заполнять страницы.

Оказалось, самое сложное – вовлечь ученика в процесс авторской деятельности. Мало кто из современных детей начнет писать сам по себе для развлечения, сегодня у детей слишком много других способов провести свой досуг. Значит, нужно найти естественный мотив, чтобы это стало желанием, а не заданием.

Известно, что многие, кто пробует писать, однажды воодушевились каким-то произведением, автором, авторским приемом. А юному начинающему писателю просто необходим пример для подражания. Понимая это, редакция журнала стала подбирать интересные произведения известных детских авторов, прочитав которые ребенку будет что сказать в ответ: «А я… А у меня…» Если такое произведение качественно проанализировать, достать из него авторские приемы, которые зацепили читателя, то у ребенка появится не только желание ответить, но и приемы, как это сделать качественно и интересно.

Первое такое произведение мы обнаружили в учебнике литературного чтения Е.И.Матвеевой – «Дневник Фокса Микки» Саши Черного. Автор предлагает очень непопулярный прием – он ведет повествование от имени собаки, критически оценивающей жизнь и быт людей. На основе этого приема в журнале появились рубрика «Мемуары от первого лица» и множество прекрасных детских текстов: «Мемуары кота Марсика» Даниила К., «Важный день из жизни Хамелеона» Артема Б., «Как я устал молчать» – история о попугае Елизаветы Б. и другие.

Дневник кошки Мурциллы
(отрывок)
Автор Елена П.
Здравствуй, дорогой читатель! Меня зовут Мурцилла, я живу в доме в Графском переулке. Со мной живут люди, мои хозяева. Каждый день они занимаются какой-то чушью: сидят за компьютерами и нажимают на кнопочки, я же делаю важные дела – сплю и коплю силы. Вдруг беда, у них сил нет, а я выспалась и могу принимать взвешенные и мудрые решения. Обидно, что они называют меня бездельницей и лентяйкой – некультурно! Я же молчу, что они мне спать не дают, кричат, волнуются, тычут по клавишам клавиатуры…

* * *

Кормят меня хорошо – курочка, стейки, понимают, что породу надо уважать.

 

* * *

Мое любимое занятие – сидеть на подоконнике и смотреть на город. Коты из нашего двора вечно бегают под окнами, зовут гулять, а я лишь элегантно отказываюсь, я исключительно домашняя кошка, не понимают дворовые…

Следующее произведение поразило детей в самое сердце – это тот случай, когда ребенку есть что ответить. Борис Заходер и его прекрасная «Моя Вообразилия» открыли для детей возможность безграничной фантазии и уверили, что если страну выдумать, то она существует. Каких только чудесных стран мы не открыли благодаря фантазии наших учеников! «Моя Шоколандия» Дмитрия А., «Остров фантазий» Ричарда и Кристофера Д., «Вообросити» Матвея Х. и множество других фантастических стран и городов…

Моя волшебная страна
Автор Владислав Е.
В моей Вообразилии
Летают все рептилии,
Мяукают собаки
И квакают макаки.
В стране Вообразилии
Всего есть в изобилии:
Конфетомармелада,
Котлетошоколада.
Там ездят не машины –
С колесами корзины,
А вместо самолетов
Летают шаролеты.
Там люди ходят на ушах.
Там места нету слову «страх»!
Царит любовь там и успех,
И всюду слышен детский смех!

Позже мы открыли рубрику «Я поэт» по мотивам Незнайкиных стишков, ознакомили детей с таким литературным стилем, как абсурдизм. Дети откликнулись, ребенку свойственно хулиганить, и многие на­шли выход в таком интересном творчестве.

Автор Гаджиахмед Ш.
Бармалей один большой
Скушал мисочку с лапшой.
Гулливер в то время спал,
Не пошел на карнавал.
Слон пока водичку пил,
Мышку за нос укусил.
Не заметил, не увидел – вот так так!
Из-под носа и без спроса – нет макак.
Неизвестный, очень страшный крокодил
На машине прокатил их, фирмы ЗИЛ.
Лев объелся мармелада,
Откопал его из клада.
Ну а я играл в пятнашки,
Без конца сбивая шашки.

Можно бесконечно перечислять интересные идеи и рубрики, цитировать юных писателей и поэтов, важно отметить, что вся наша деятельность стала возможной благодаря заинтересованности, отзывчивости и профессионализму педагогов, которые изо дня в день влюбляют своих юных читателей в литературу, помогают детям раскрывать замысел автора, находят вместе с ними авторские приемы, убеждают детей пробовать и не бояться. Именно учителя становятся первыми читателями детского произведения, и от их умения, компетентности и чуткости зависит, каким это произведение увидят другие читатели.

За четыре года журнал «Простор» выпустил одиннадцать номеров, в каждом номере уникальные детские произведения, авторами которых стали более ста пятидесяти учеников нашей школы, многие из них печатались в каждом номере, кто-то обнаружил и раскрыл в себе талант, кто-то, попробовав однажды, не стал продолжать. Но все без исключения получили незабываемый опыт.

Пожелайте нам удачи и долгих лет творческой жизни!

Анна ПАРШАКОВА, учитель начальных классов школы №2009, автор идеи и редактор школьного литературного журнала «Простор»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте