Тенденция снимать кино о национальных героях продолжается. Причем, российские кинематографисты и аниматоры идут все дальше в глубь веков. На этот раз в центре внимания авторов только что вышедшего в прокат фильма «Легенда о Коловрате» оказался малоизвестный отечественный витязь. Ну, еще бы: это аж 13 век, времена нашествия на Русь татаро-монгол. Если кто-то что-то и помнит о нем, то только его имя. Так что сначала небольшой ликбез: Евпатий по прозвищу Коловрат – фигура легендарная, рязанский боярин, воевода, по преданию, он с небольшой дружиной оказался во время нападения на родной город в другом месте, вернулся уже на пепелище и собрав вокруг себя уцелевших, догнал войска Батыя и начал им сильно досаждать: «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими», как говорит «Повесть о разорении Рязани Батыем». Монгольский хан даже выставил против рязанца своего зятя, богатыря Хостоврула, но тот был побит Коловратом. В летописи герой описан словно былинный богатырь — неимоверно сильный и безудержно смелый, практически бессмертный.арские воины летают как ниндзя, и то и дело демонстрируют золотые узоры на лицах и телах.
Вот о каком герое — практически, мифологическом, идет речь в картине «Легенда о Коловрате». Очевидно, что авторы — режиссеры Иван Шурховецкий и маститый Джаник Файзиев (последний же возглавил группу сценаристов) – и не стремились к исторической правдивости, а постарались адаптировать события под восприятие современной аудитории (и это, надо сказать, им удалось). Им был важен сам пафос этой истории и харизматическая личность воина, бросившего вызов непобедимому врагу. Это и понятно – точных данных о том, как выглядел и жил в это время Евпатий и другие его современники, наши предки, не так много. Поэтому общая «картинка» содержит смелые фантазии на «древнерусскую» и «древнетатарскую» тему: дома рязанцев вызывают просто зависть — это многоэтажные нарядные деревянные терема, в которых даже стекла есть, татарские воины летают как ниндзя, и то и дело демонстрируют золотые узоры на лицах и телах.
Особое восхищение вызывает здесь сам хан Батый, необыкновенно гламурный и изящный для безжалостного воина (впрочем, в харизматичности и коварстве персонажу Александра Цоя не откажешь). Евпатий Коловрат в исполнении Ильи Малакова, по сравнению с ним, очень демократичен — явно в в расчете на юную аудиторию авторы сделали его значительно моложе оригинала (если верить летописи, герою было около 40 лет, когда он бился с татарами) и уж никак не боярином, воеводой и вообще влиятельным человеком. В фильме Евпатий — всего лишь молодой десятник (то бишь командует десятью воинами), к тому же совсем не атлетического телосложения. Этот низкий статус персонажа, видимо, понадобился для пущего контраста и пафоса — вот, мол, простой русский парень может победить кого хочешь, когда родина в опасности. А еще герой, оказывается, каждое утро теряет память после травмы головы, перенесенной в детстве при столкновении с татарами, – привет от массового западного кино, в коем этот прием часто используется. И это опять-таки приближает героя к современному зрителю — представьте, он тоже не врубается в то, где он и кто эти люди вокруг! Ему, а заодно и нам, объясняют.
Но главная фишка, конечно, в том, что под началом душевного, но немного неадекватного Евпатия оказывается чуть более десяти человек (а не 1700, как в летописи) — его дружинники и прибившиеся к ним выжившие горожане. Самый колоритный из них, несомненно, говорливый знахарь в блистательном исполнении Тимофея Трибунцева. Он играет тот же типаж, что и в «Монахе и бесе», и украшает картину, привнося в нее юмор и легкость. Присказки его персонажа запоминаются как афоризмы, например: «А сегодня поутру все умрут — и я умру». Но мы отвлеклись — самому сильному на тот момент войску в мире противостоят от силы тридцать человек. И последние оттягивают внимание Батыя на себя, чтобы спасти другие русские княжества. Но с нами, как известно, Бог. Авторы обыграли это патриотическое утверждение без всякой постмодернистской иронии: в одной из сцен сражений Евпатию Коловрату помогают внезапно поднявшаяся снежная буря, а также гигантский — просто размером со слона — медведь. Мишка имеет непосредственное отношение к религии — косолапый дружит с монахом-отшельником Нестором. Ну, вероятно, тем самым, который написал «Повесть временных лет». Нестор (Алексей Вертков) и сам пойдет воевать с басурманами в последней схватке.
И вроде понятно, что Евпатий с дружиной обречен — слишком их мало, пусть даже каждый стоит сотни воинов, – но татары в ужасе – они начинают верить, что перед ними бессмертный воин, которому помогают вражеские духи. И гибель Хостоврула, которого в фильме сделали старым матерым воеводой Батыя, их в этом только укрепляет. Убивают Евпатия сотоварищи только камнями из метательных машин, которые применяли при крушении стен, — и тут создатели ленты не расходятся с летописью. Не наврали и в словах Коловрата толмачу Батыя, спросившего, что он хочет: «Только умереть!». И это действительно затрагивает то подлинное, глубинное жертвенное начало, которое есть в русском человеке. Врагу не сдается наш гордый Варяг, пощады никто не желает… И смерть в этом случае не бессмысленна, она свидетельствует о превосходстве духа. Батый — а в его лице все чужаки — просто не может не проникнуться красотой и правдой подвига русского богатыря (в данном случае, действительно от слова «бог»). Хан говорит, как и в летописи: «Если бы такой воин служил у меня, я бы держал его у самого сердца!». Зрителей тоже пронимает.
Духоподъемность обеспечивает и финал — единственный спасшийся воин из дружины Коловрата — Каркун (в фирменном исполнении Александра Ильина-младшего) вспоминает о подвиге Евпатия Львовича, стоя на берегу Чудского озера в войске князя Александра Невского. И становится понятной авторская мысль — без подвига малого (хотя кто измерит его?) невозможен большой, без поражения — победы. Жертва во имя родины не пропадет втуне. Потомки вспомнят. И ведь, правда, вспомнили. Уже за одно то, что дети, придя с сеанса, полезут в Википедию, проверить, был ли такой Евпатий Львович Коловрат, авторам «Легенды о Коловрате» респект. То есть, простите, спасибо (от «спаси, Бог», кстати).
Фото с сайта www.kino-nik.ru
Комментарии