Как рождаются мастерские? Ответ на этот вопрос и прост, и сложен одновременно. Сам замысел мастерской, ее темы, сверхзадачи – это момент вдохновения, озарения идеей, желанием построить разговор с учениками-читателями или студентами-филологами как с равными в творческом поиске и возможности открытия художественных текстов, миропонимания авторов. Некоторые мастерские собираются и выстраиваются всю жизнь, по крупицам, впечатлениям, встречам, книгам, как бы рождаются из самого жизнетворчества. И это очень интересно, увлекательно, эмоционально заразительно. Приглашаю вас в свою лабораторию создания мастерской творческого письма, у которой много вариантов и образов. Каждый мастер создаст свою мастерскую.
Эта мастерская проводится осенью, потому что «унылая пора» очаровывает душу, а «пальцы просятся к перу, перо к бумаге». Очень важно выстроить личные впечатления участников от картин осени за окном, от пейзажей художников, картин осени в кино и музыке. Кабинет украшается репродукциями картин художников-пейзажистов всех эпох. Я показываю вначале мастерской чудесный короткий фильм Т.Дедовой и А.Зырина «Покров», в котором под музыку Г.В.Свиридова рождается осень и наступает зима. Фильм можно заменить выставкой художественных фотографий с осенними пейзажами или презентацией об осени. Это погружение в образы, картины, звуки осени помогает создать атмосферу волшебства, которое включает воображение. Если в старших классах ученики иронизируют, переведите мастерскую в тональность игры, эффект творчества все равно возникнет. Мастер предлагает каждому ученику выбрать из вороха кленовых листьев один, свой, и взять нелинованный белоснежный лист бумаги формата А4. Причем подойдет только качественная бумага для принтера (заменить другим форматом и качеством лист нельзя). Мастер предлагает положить их рядом и придумать эпитеты и сравнения к белому листу (первозданный, чистый, как фата невесты, как цвет яблонь, как первый снег, как душа ребенка, как невинность, как пространство творчества). Мастер кладет на каждую парту стихотворение Екатерины Комисаровой «Простой бумаги белый лист» и читает его наизусть. Екатерина Комисарова Простой бумаги белый лист Смотри: он тонкий, чистый, белый…Как первый снег в руках твоих.Захочешь, карандашик смелыйНа нем напишет первый стих;Захочешь, рожицей веселойТебе задорно подмигнет;На нем впервые юный школьникПоля, робея, поведет.Он нас и радует, и учитНа перепутьях книжных строк.Когда-то был стволом могучим – Теперь он мягок, как листок.То грустный, грязный и измятый – С горбатой двойкой в дневнике.То кораблем к родным пенатамЛетит по волнам в ручейке.Его узнают все и каждый.И кто с улыбкой не глядит,Как самолетиком бумажнымОн в небо синее летит? («Литературная газета», 28 января – 3 февраля 2009 года) Мастер: Подумайте, что в этом стихотворении вас удивило? Какая ассоциация, сравнение, слово? Аккуратно подчеркните цветным карандашом эти строки. Обратите внимание на такую мысль автора:«Когда-то был стволом могучим – Теперь он мягок, как листок». Возьмите в руки лист клена, посмотрите на него вместе с поэтом Мариной Цветаевой. Что вам нравится в ее наблюдениях и размышлениях? Подчеркните строки, удивившие вас. «А все-таки осень хороша. Как красиво падает лист! Вот он оторвался, в нерешительности кружится. Потом опускается ниже, ниже и наконец плавным движением приникает к земле, где лежат его братья – все тем же путем окончившие короткую жизнь. Падение листьев – символ жизни человеческой. Все мы рано или поздно после недолгого кружения по воздуху своих мыслей, грез, заветных дум, возвращаемся к земле. Все радости и все печали осени – в ее неминуемости». (В книге «Деревья! К вам иду! М.Цветаева». – Петрозаводск: ПетроПресс, 2002.)Мастер: А у Арсения Тарковского (1910-1971) есть такое стихотворение:Вот и лето прошло,Словно и не бывало.На пригреве тепло.Только этого мало.Все, что сбыться могло,Мне, как лист пятипалый,Прямо в руки легло,Только этого мало.Понапрасну ни зло,Ни добро не пропало,Все горело светло,Только этого мало.Жизнь брала под крыло,Берегла и спасала,Мне и вправду везло,Только этого мало.Листьев не обожгло,Веток не обломало…День промыт, как стекло, Только этого мало. 1967 год Мастер: В нем удивительное сравнение – «словно лист пятипалый». Положите лист клена на белый лист бумаги и обведите его по контуру цветным карандашом. А теперь положите свою ладонь на лист бумаги и обведите контур другим цветом. Заполните рисунок ассоциациями к слову «рука» (варианты: ручка, письмо, труд, творчество, первый класс, «в поте пишущий», пальцы, кольцо, линии жизни, рукопожатие, дружба, прощание и встреча, трудолюбие, рукоделие, рука мастера, рука писателя, рука мамы, пианиста, рука помощи, мозоль от ручки и т. д.). Всмотритесь в рисунок и прожилки листа, а теперь в линии своей ладони. Пусть природа поможет вам смотреть и видеть, протянет вам руку помощи, ведь и «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».Послушаем художественные тексты стихотворений известных поэтов ХХ века, талантливых лириков, мастеров слова, удивляющих читателя своими образами. Эти стихотворения станут для нас источником творческого воображения, материалом для творчества. Нужно внимательно прослушать стихотворение и выписать те слова и словосочетания, эпитеты, сравнения, строчки, которые особенно запомнились, стали впечатлением, образом, картиной.Владимир Набоков (1899-1977)ОсеньИ снова, как в милые годытоски, чистоты и чудес,глядится в безвольные водырумяный редеющий лес.Простая, как Божье прощенье,прозрачная ширится даль.Ах, осень, мое упоенье,моя золотая печаль!Свежо, и блестят паутины…Шурша, вдоль реки прохожу,сквозь ветви и гроздья рябинына тихое небо гляжу.И свод голубой и широкий,и стаи кочующих птиц – что робкие детские строкив пустыне старинных страниц. Мастер должен выдержать паузу, пока слушатели делают записи. И дальше предлагает второе стихотворение для восприятия.Николай Заболоцкий (1903-1958)Осеннее утроОбрываются речи влюбленных,Улетает последний скворец.Целый день осыпаются с кленовСилуэты багровых сердец.Что ты, осень, наделала с нами!В красном золоте стынет земля.Пламя скорби свистит под ногами.Ворохами листвы шевеля. 1957 годЕлена Наумова * * *Конечно, осень, Конечно, осеньМне всех милей.Милей апрелей, Сквозных капелейИ февралей.Лист догорает. Дрожит и тает.Последний лист.И тихий ангел Над всем витает.Спасен и чист. 2004 годАндрей Нитченко* * *Как лес погас, как облик поменял!В нем перед окончаньем листопадастрах пустоты. Как смотрит на меняосинка в четверть детского обхвата:«Спаси меня. Последний лист. Возьми.Скажи меня. Не упрекай в уроне.Будь временем. Будь нами. Будь людьми».Я лист беру. Обожжены ладони.Как вы больной, лежавший много дней,лежавший, головы не поднимая.Я возвращаюсь. Мы в сто раз бедней,мелодии утрат не понимая.И с удивленьем я смотрю на всех:Как чисто все! Как богу удались мы!Уже невиданный ложится снег.Как наша память в следующей жизни.(«Литературная газета», 8-14 сентября 2004 г., №35) Мастер предлагает участникам просмотреть свои записи, что-то в них дополнить, а затем послушать стихотворение Марины Цветаевой, которое он читает медленно, акцентируя внимание на последних строках:Есть у меня моих иконЦенней – сокровище.Послушай: есть другой законЗаконы – кроющий.Пред ним – все клонятся клинки,Все меркнут – яхонты:Закон протянутой руки,Души распахнутой.Следующий этап работы – социализация, то есть закон «протянутой руки». Мастер советует поступить по закону Марины Цветаевой и протянуть руку помощи своему соседу по парте, обменяться с ним листами, прочитать его записи и дополнить свои записи новыми образами. Мастер: Вы знаете, что быть поэтом – это удивительный и редкий дар, а вот научиться поэтически смотреть на мир, влюбляться в него, дивиться красоте мироздания и человеческой души, видеть чудесное в обыденном, находить всему выражение в слове – этому можно научиться. Откроем в себе эту возможность восхищаться человеком и миром. Выберите на своем листе три самых ярких образа-слова и обведите их карандашом. Затем запишите их в столбик, подберите к этим словам словосочетания, рифмы, созвучия, ассоциации, метафоры, сравнения – поиграйте с каждым словом. А сейчас постарайтесь завершить свою работу своим текстом в любом жанре: лирическое стихотворение, этюд, зарисовка, описание, размышление, миниатюра, пародия. Сохраните в тексте свое настроение, впечатление, мысли, поищите для них нужное, точное, красивое слово. Пишут все присутствующие в мастерской, нельзя быть зрителем, только участником. Пишущий всегда активен! Примеры нескольких работ учащихся и студентов. Время творчества Кто найдет ответ на вопрос: когда начинается время творчества? Утром, когда творчество будят первый луч солнца и горластый петух, или в праздники, при свечах, может быть, оно просыпается в тишине лунных ночей или в пору влюбленности? Когда?.. А может быть, это время звездопада, листопада, снегопада? А можно его назвать временем творчества жизни. Мы его не замечаем, не заполняем собой, не оставляем в строчках, словах, звуках, этюдах, чувствах, событиях. Как вода, исчезает это время, сочится сквозь пальцы, дрожит стрелками часов. «Как Богу удались мы!» Пусть «лето прошло», но наш день, наш год, наш век (а вдруг получится!) принадлежит творчеству! Золотая печальНет на земле утешенья. Мне начинает казаться, что эту осень я не переживу, столько в ней горечи, прощанья, увяданья, предчувствия холодов, утрат, разлук, прозы быта, грязи, луж.Господи, неужели и это пройдет: падающие «силуэты багровых сердец», косые дожди, голые ветки, пронизывающий мысли ветер?! О, Пушкин, Цветаева, Тарковский, Заболоцкий, Набоков, вместе и в отдельности, дайте силы пережить эту осень, преодолеть неудачи, победить свое увядшее настроение мечтой о весне, солнце, лете! О, поэзия, будь лекарем! * * *Как лист со мною говорит.Как он на веточке дрожит.Как боль болит, не лечит время…И осень дарит мыслей бремя…И вот сентябрь «уж наступил».Как чисто все!Утром взгляд в окно, и сразу хочется жить, потому что снег – белизна, чистота, удивление, радость, свежесть, чудо. Словно все умылось, день хрустальный.Пятипалые листья покрылись снегом и на земле, и на деревьях. Смерть листопада, но рождение снегопада. И движение стихий, и связь времен, и линии судьбы, и за ночью… день, и за словом слово, и за смыслом встает метафора, главная метафора семиотики: «Все только знак, все только символ». Символ чистоты, первого снега, главного слова. И победа жизни над смертью! Годы тоски, чистоты и чудесСтроки В.Набокова своей музыкой словно вернули меня в мои «милые годы». Поэт сказал точно и правильно: «годы чудес». Ведь в детстве чудесами наполнено все: огромный клен на дворе, с которого видно даже крышу нашего дома, старый бабушкин чердак, где, скорее всего, прячется домовой, любимые книжки, чьи строки помнишь наизусть. Все мы родом из детства, и все наши мечты и мысли оттуда. Каждый бережно хранит воспоминания об этом светлом, легком и беззаботном времени. Когда на сердце тяжело, грустно, мрачно, я достаю из копилки воспоминаний какой-нибудь особенно милый и чудесный эпизод… и радость согревает душу. Как лист календаря, опал и лист у клена…Живой и легкий. Словно детская слеза.И новый день мы начинаем снова,А начинается он с чистого листа… Предоставим возможность каждому афишировать свою работу – прочитать вслух или прикрепить к доске для чтения. Можно сначала провести афиширование в группах (четыре человека), а затем выбранные в группе сочинения прочитать для всех. Индивидуальная рефлексия проходит с помощью Михаила Пришвина, знатока природы и творчества. Каждый получает маленький цветной лист с текстом М.Пришвина под названием «Благодарность». БлагодарностьТочно, как вчера, погожий день вышел из тумана, а ночь была лунная.Погода и благодарность – родные: одна родилась в природе, другая – в душе человека. И чувство гармонии в душе человека вышло из благодарности. И вот в это чудесное утро благодарю за чудесные темнеющие стручки акации с ее маленькими птичками, и нагруженные подарками для белок еловые вершины, и за всякую вещь, переданную человеку от человека: за стол, за табуретку, за пузырек с чернилами и бумагу, на которой пишу. (Михаил Пришвин)Мастер предлагает каждому закончить последнее предложение своим рядом образов: «И вот, завершая работу в мастерской, я благодарю за…»Приведу несколько вариантов ответов, которые участники мастерской сначала записывают на листочках для заметок, а затем зачитывают вслух:- И вот, завершая работу в мастерской, я благодарю за новые стихотворения, которые прозвучали.- …за возможность почувствовать себя создающим, пишущим, открытым.- …я благодарю лист бумаги и лист кленовый за то, что они соединили природу и творчество.- …я благодарю всех и все за то, что хотелось слушать и писать.- …я благодарю каждого за то, что никто не засмеялся надо мной и что у меня получилось сказать то, что хотелось. – …за то, что захотелось выучить наизусть новое стихотворение.- …за то, что мы были вместе и писали. – …за то, что пришло вдохновение во время мастерской и была возможность написать свое стихотворение.- …за то, что осень очаровала и настала «пора сочинять».- … за ручку и бумагу, на которой пишу.- …за то, что, сидя за компьютером, я еще не разучился писать.Мастер собирает все предложения, чтобы напечатать общий лист рефлексии и на следующий день подарить каждому для включения его в индивидуальные портфели творческих достижений. Полезно и нужно заранее распечатать тексты стихотворений, потому что после мастерской многие подходят и просят подарить понравившееся стихотворение. Рефлексия мастера Эта мастерская универсальна, она может быть использована на уроках в средних и старших классах, на практических занятиях по методике преподавания литературы в вузах. Содержание мастерской может меняться в зависимости от темы, ситуации, времени года, настроения. Главное ее достоинство – создание пространства для творчества и погружение в атмосферу слушания поэзии и поиска своего слова-отклика. Взаимная поддержка и безоценочная деятельность снимают тревогу, помогают преодолеть страх перед листом белой бумаги. Мастерская исключает критику и переводит работу в режим самооценки, работы над собой. Каждый имеет право выбора, имеет возможность учиться друг у друга и поэтов ХХ века. Учитель или преподаватель, выступая в роли мастера, тоже пишет – создает свое сочинение и зачитывает его. Содержание мастерской не исчерпывается внешней логикой работы, в ней гармония формы и содержания, соединение чувства автора и переживания читателя, поиск строчки-струны, на которую отзовутся современный школьник и студент. Мастерская значительно расширяет и обогащает опыт творческой деятельности каждого, если проводится в системе, на каждом новом этапе развития читательской культуры всех ее участников. На мастерской творческого письма пишут все, сам процесс, его атмосфера тишины, редких реплик, вздохов, эмоционального волнения, заражения творчеством является целью. Здесь нет скуки, но непросто преодолеть лень, инерцию, нежелание, иногда неуверенность в своих силах, даже стеснительность… Но как приятно увидеть, что получилось! У каждого свой результат, каждый «уносит столько, сколько вмещает его душа и сознание», один запомнил строчку, другой сочинил стихотворение, третий написал к новому стихотворению мелодию, а другой выучит текст наизусть. Но главное – каждый оказался в процессе творчества в своем темпе, в своем настроении, встретился с художественным словом и пережил его волшебное влияние на душу. И завершает рефлексию поэтическое слово Маргариты Чебышевой:Молиться белому листу,его немому совершенству,не сметь довериться блаженствунарушить эту чистоту…От искушенья белизной,священностью листа живогоуйти бессильна. Надо мнойнет власти выше власти слова.Когда густеют временадо черноты, знобящей душу.какой-то силою онаотчаянье и ужас глушити поднимает из руинвсе, что под прахом уцелело.И я бреду, как бедуин,строкой неверной и несмелой. Молиться белому листу…И сметь счастливо и тревожнов себе почувствовать возможность его нарушить чистоту. Елена ГАЛИЦКИХ, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ
Комментарии