Проблема смертной казни в настоящее время волнует значительную часть человечества. Она является сложной и многогранной, затрагивает политико-правовые, социально-экономические, нравственно-религиозные, культурно-психологические и другие сферы жизнедеятельности общества. Не остались в стороне от этой проблемы Россия и США. Смертная казнь имеет длинную и кровавую историю. За столетия существования ее понимание, сущность, методы претерпели изменения, но вопрос применения смертной казни, отношения к ней остается для подавляющего количества граждан разных государств открытым. И тем более интересен вопрос смертной казни для граждан России и США по той причине, что он затрагивает фундаментальные человеческие ценности, принципы, установки, касается каждого гражданина в отдельности и всего общества в целом и является объектом государственной политики.
А это значит, что окончательно разрешить проблему смертной казни в скором времени вряд ли возможно. Но именно вопросы, требующие глубокого размышления, ставящие перед людьми сложнейшие проблемы бытия, помогают каждому осознать свое высокое гражданское предназначение.
Аргументы «за» и аргументы «против»
Сразу после победы большевиков смертная казнь была отменена декретом II Всероссийского съезда Советов. Но уже 21 июня 1918 года революционный трибунал ВЦИК вынес смертный приговор бывшему начальнику морских сил Балтийского моря Алексею Щастному. 5 сентября 1918 года Совнарком принял постановление «О красном терроре», и смертную казнь начали применять к тысячам людей, подозревавшихся в связи с белогвардейскими организациями и участии в заговорах, мятежах. Расстреливались участники Кронштадтского и Тамбовского восстаний, широко применялась практика расстрела заложников. Смертные приговоры выносили не только суды, но и внесудебные органы, прежде всего, ВЧК. 17 марта 1920 года было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)». Оно действовало очень недолго. В 30-е годы смертная казнь применялась за так называемые контрреволюционные преступления, а также за хищение государственного и общественного имущества независимо от размеров похищенного (постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 года). 26 мая 1947 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни». Однако уже 12 января 1950 года «высшая мера» была восстановлена указом «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам». В 1954 году к списку преступлений, караемых смертной казнью, добавилось убийство при отягчающих обстоятельствах. Уголовный кодекс 1960 года предусматривал смертную казнь за 16 видов преступлений, совершенных в мирное время, и 17 – в военное время и в боевой обстановке.
Новый подход к смертной казни в нашей стране наметился с начала 90-х годов. В декабре 1991 года это наказание было исключено из санкций составов преступлений в виде хищения в особо крупных размерах, нарушения правил валютных операций, взяточничества, в 1994 г. – за фальшивомонетничество. Кроме того, в 1993 году был принят закон, в соответствии с которым устанавливался предельный возраст (65 лет), по достижении которого виновный не может быть подвергнут смертной казни, и исключалось применение смертной казни к женщинам. Важным шагом по направлению к отмене смертной казни стало принятие в июне 1996 года нового Уголовного кодекса РФ, который вступил в действие с 1 января 1997 года и предусматривает применение смертной казни в виде исключительной меры наказания лишь за особо тяжкие преступления против жизни, что соответствует требованиям Конституции РФ. 16 апреля 1999 года Россия присоединилась к Протоколу № 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающему отмену смертной казни.
Современные социологические исследования показывают следующую картину отношения россиян к смертной казни. «Специалисты независимого исследовательского центра РОМИР опросили в августе 1999 года 800 жителей крупных российских городов в возрасте 16-45 лет. Результаты опроса получились следующие: отмену смертной казни в России одобряют 22% опрошенных. Затруднились с ответом 10% респондентов. 68% к отмене смертной казни в России относятся отрицательно. Если рассматривать аргументы «за» и «против», получается следующее распределение ответов. Главным аргументом за отмену смертной казни является моральный фактор, ибо смертная казнь является убийством человека. Эту позицию, в общем, разделили еще 17% опрошенных. По их мнению, существованием в стране смертной казни государство узаконивает убийство. 34% высказали сомнение в том, что смертный приговор всегда выносится объективно, в этом случае отмена смертной казни дает возможность избежать непоправимых судебных ошибок. 7% респондентов полагают, что с отменой смертной казни сократится количество тяжких преступлений.
Если рассматривать аргументы против отмены смертной казни в России, то 45% респондентов полагают, что с отменой смертной казни количество тяжких преступлений увеличится. Примерно столько же респондентов – 41% уверены, что смертная казнь является справедливым возмездием за совершенные преступления. Еще 12% считают, что смертной казнью государство карает преступников. Большинство опрошенных полагают, что отмена смертной казни не будет способствовать уменьшению тяжких преступлений, а даже увеличит их количество, несмотря на то, что смертная казнь сама по себе воспринимается россиянами, как узаконенное убийство».
Сегодня в российском обществе активно обсуждается вопрос о правомерности отмены в России смертной казни. Восприятие этой проблемы у россиян очень неоднозначно.
По мнению профессора Владимира Гулиева, «мораторий на смертную казнь преждевременен». Ученый выдвинул следующие доводы в пользу применения смертной казни:
«У нас всегда существовал весьма значительный слой людей, которых ни тюрьмой, ни тем более колонией не испугаешь и от совершения убийства не отвратишь.
Отмена казни или мораторий на ее применение станет «зеленым светом» для террористов, убийц, насильников.
В России идет «гражданско-криминальная война». 30 тысяч только зарегистрированных убийств в год. Говорят, что значительная часть из них – неумышленные.
Криминологи вывели «численную «квоту» смертных приговоров, которая способна остановить рост преступлений против жизни. Так что не об отмене, а об ужесточении наказания необходимо вести речь – конечно, лишь за умышленные убийства и терроризм, повлекший человеческие жертвы.
Бывший следователь Тельман Гдлян приводит следующие доказательства необходимости отложить отмену смертной казни: «некоторые так называемые гуманисты ратуют за отмену смертной казни, аргументируя это тем, что во всем мире она отменена. Это очередное лукавство, потому что на Западе, в Европе, в мире есть страны и штаты, где смертная казнь существует. А почему мы должны быть впереди планеты всей? Это позволит создать «оазис» для наиболее опасных уголовников».
Митрополит Кирилл (Гундяев), председатель отдела внешних сношений Московского патриархата, высказался за возобновление смертной казни в России. Богослов подчеркнул, что «Библия, по его мнению, «нигде не содержит высказываний о недопустимости смертной казни». Зато движение за ее отмену – «целиком светское», свойственно лишь гуманистической Европе и не согласуется с принципом многополярности мира и культур». Митрополит Кирилл считает, что в России нет оснований для отмены смертной казни: «Для того, чтобы ее отменять, правоохранительная, судебная и прочие системы государства должны очень хорошо работать». За возобновление смертной казни выступает Александр Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе, который заявил, что «сегодня права преступника становятся выше, чем права жертв».
Известный адвокат Анатолий Кучерена против смертной казни. Он полагает, что «смертная казнь – это мнимое «простое решение» сложнейших общественных проблем. Когда становится ясно, что конфликт в Чечне не имеет однозначного разрешения, раздаются призывы: вешать боевиков на площадях! А что это даст, даже если отбросить юридические и моральные соображения? Боевик ежечасно подвергается опасности погибнуть в бою – стало быть, вряд ли можно надеяться его «запугать». Воплощение в жизнь этой идеи приведет к тому, что боевики будут драться еще ожесточеннее, любыми путями избегая сдачи в плен, а ненависть к федеральным силам со стороны местного населения умножится. Поможет ли нам это решить чеченскую проблему? Ответ, думаю, очевиден. Когда выясняется, что нет четкой государственной и региональной политики по борьбе с наркоманией, появляются законодатели, которые говорят: даешь смертную казнь наркоторговцам! Не знают они, вероятно, как часто наши правоохранительные органы «обнаруживают» наркотики у тех, кто не только ими никогда не торговал, но и в глаза этого зелья не видел!
Бывший министр юстиции Павел Крашенинников пишет, что «смертная казнь – это наиболее строгий вид наказания, его исполнение характеризуется необратимостью, исключающей возможность исправления судебной ошибки. Уже в течение нескольких столетий во всем мире продолжается дискуссия по вопросу о необходимости и целесообразности ее применения при борьбе с преступностью. Эта полемика достигла в России уже такой стадии, когда все возможные аргументы высказаны и настало время принимать какое-то решение».
Во-первых, смертная казнь реально не применяется с 1997 года, что существенно не сказалось на динамике особо тяжких преступлений, не повлекло массовых протестов со стороны граждан. Это, на наш взгляд, свидетельствует о благоприятном социально-психологическом фоне для отмены смертной казни.
Во-вторых, отмена смертной казни диктуется необходимостью выполнения юридических международных обязательств, взятых на себя Российской Федерацией при вступлении в Европейское сообщество государств.
В-третьих, возможность судебных ошибок требует скорейшего решения этого вопроса.
В-четвертых, в российском уголовном законодательстве предусмотрено наказание, способное служить серьезной альтернативой смертной казни. Речь идет о пожизненном лишении свободы, которое применяется в качестве наказания с 1992 года, и мы полагаем, что этот вид наказания действительно является серьезной альтернативой. В России этот вид наказания является значительно более жестким, чем в других европейских государствах и не оставляет возможности для упреков в снисходительности по отношению к убийцам, насильникам, садистам. Например, приговоренный к пожизненному лишению свободы отбывает наказание в исправительных колониях особого режима, предусматривающих повышенную степень надзора за их поведением, полную изоляцию от общества».
В-пятых, к безотлагательной отмене смертной казни побуждает и реальная ситуация, сложившаяся в связи с неисполнением ранее вынесенных судебных приговоров. Условия, в которых содержатся приговоренные к смертной казни в следственных изоляторах, можно характеризовать как пытки».
Известный российский писатель, бывший председатель комиссии по помилованию при Президенте РФ Анатолий Приставкин также выступает против смертной казни. «Проблема смертной казни – это вопрос не столько юридический и общественно-политический, сколько моральный. Не случайно, наверное, в старые времена казнь как главное зрелище выносилась на площадь. Она была и спектаклем, и назиданием, и страшным примером. Сегодня, когда казнят более закрыто, человечество склонно внушать себе, что где-то, слава Богу, мимо нас, проходит нечто необходимое, справедливое и полезное и для нас всех, и для нашей спокойной жизни. Вокруг смертной казни и в литературе, и в жизни всегда кипели страсти: Гюго, Толстой, Достоевский. Противники казни апеллируют обычно к интеллекту: цитаты, ссылки на Библию, на Чезаре Беккариа, другие авторитеты. Сторонники же взывают к человеческим чувствам, скорее к инстинктам. Но и в быту, в случайных беседах тема казни то и дело возникает. При этом говорят: «В принципе, конечно, когда-нибудь придется отменять казнь, но не сейчас: вон на улицах что творится, на днях двух детишек убили. Разве этих извергов можно оставлять в живых?» В такой вполне закономерной форме проявляется явно настороженное и даже испуганное отношение общества к идее запрета смертной казни. И все-таки общественное сознание, которое вчера не хотело и слышать о смягчении наказания, не говоря уж о запрете смертной казни, сегодня допускает возможность обсудить эти проблемы вслух и даже принять какие-то решения».
10 июля 2001 года Президент РФ Владимир Путин сделал заявление, посвященное смертной казни в стране: «Опросы показывают, что большинство россиян выступают за возврат смертной казни. Я этих людей понимаю. Страна находится на переломном этапе своего развития, многие ценности прежнего периода утрачены, а новые довольно медленно занимают место в душах и сердцах людей. Многие россияне погибли от рук банд международных террористов. Могу сказать, что своими руками бы их задушил. Но это только эмоции. Если правильно, что мы больше всего страдаем от зла, которое находится в нас самих, то, ужесточая наказание, государство не устраняет жестокость. Тем более что смертная казнь – это не наказание, а месть со стороны государства. Государство не может присваивать себе право, которым обладает только Всевышний, – отнимать жизнь у человека. Я против восстановления смертной казни в России».
История смертной казни в США не имеет продолжительной истории, подобной той, которая разворачивается в России, однако интерес к ней и споры вокруг ее применения не утихают на протяжении всего периода существования страны.
Юрий АНТЮХОВ, преподаватель университета, Орел
Окончание следует
Комментарии