Номинация «Сердце отдаю детям» действительно оказалась проблемной, причем по большей части для членов жюри. Если на уроках одних конкурсантов воспитательная линия прослеживалась более-менее явно, то другие так виртуозно воздействовали на учеников, что этого не заметил даже Шалва Амонашвили.
– Коллеги, мы ищем учителя-воспитателя, – то и дело напоминал он участникам конкурса.
Наверное, дело в том, что каждый педагог представляет себе процесс воспитания по-своему. Кто-то беседует с учениками на морально-этические темы, кто-то полагается на развивающее обучение. А для кого-то воспитание – это просто улыбка и доброе слово.
атьяна ШАРОВА, учитель изо школы п. Краснооктябрьский Кировской области, часто использует на своих уроках элементы краеведения, рассказывает ребятам о народных традициях и промыслах. Третьеклассников 812-й московской школы она решила познакомить с дымковской игрушкой. Воспитатель детского сада из Мурманской области Елена ШЕМЕТА пригласила 6-летних малышей в сказку. Дошкольники развивали воображение и наблюдательность, следя за приключениями березового листа на картине Левитана «Золотая осень». В середине урока Елена Юрьевна устроила самый настоящий листопад, вызвавший искренний детский восторг даже у жюри. А потом ребята сами попробовали нарисовать дерево, добавив детали к заготовкам, выполненным рукой учителя.
Третьеклассникам на уроке Оксаны ПОТЕХИНОЙ, учителя начальных классов новомосковской специальной школы-интерната №2 Тульской области, выпала ответственная миссия – спасти Землю. Отправившись на ракете в космос, ребята поймали сигнал SOS – его подавала наша планета, раздираемая войнами. Как восстановить мир? Школьники попытались решить глобальную проблему человечества, превратившись в героев сказки «Люди всех цветов радуги», которые не желали дружить и сами от этого страдали. Но однажды они догадались разрушить разделяющие их стены и поделиться своими богатствами друг с другом. Осознав, как важен мир на планете, ребята в конце урока составили послания взрослым, призывая их жить дружно и беречь Землю.
Общий сказочный сюжет пронизывал и урок математики в 3-м классе Елены ДОЛЯН, педагога средней школы с углубленным изучением отдельных предметов из Республики Хакасия. Помогая преодолевать препятствия Ивану-царевичу, отправившемуся на поиски ларца с Кащеевой смертью, школьники научились находить периметр геометрических фигур. Когда же заветный ларец открыли, а иглу сломали, оказалось, что конец пришел вовсе не злодею, а его злодеяниям. Вместо того чтобы умереть, Кащей превратился в доброго молодца, словом, перевоспитался.
Предметом изучения на уроке русского языка Ирины КАЛАШНИКОВОЙ, преподавателя тальменской средней школы №1 Алтайского края, стал алфавит. Конечно, второклассники были уже знакомы с азбукой. Но «заблудившись» на страницах толкового словаря в поисках слова «благодарность», поняли, что недостаточно знать буквы – надо еще и помнить их правильный порядок. На уроке ребята познакомились с историей создания азбуки и праздником славянской письменности, учились правильно называть буквы, расставляли различные слова по алфавиту. А чтобы закрепить полученные знания, сыграли в «живые буквы». Мальчишки и девчонки из каждого ряда построились так, чтобы их имена шли в алфавитном порядке.
Учитель начальных классов из Смоленской области Наталья КУБАРЕВА показала интегрированный урок «Чтение и окружающий мир», посвященный братьям нашим меньшим – собакам. Разобрав рассказ Льва Толстого «Булька» и «Стихи о рыжей дворняге» Асадова, второклашки пришли к выводу, что животных надо оберегать и любить, после чего учились различать разные породы собак – декоративные, служебные и охотничьи.
Яна МАРКОВА, педагог 4-й школы г.Сальска Ростовской области, воспитывала второклассников на «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина. Малыши пожалели доброго старика, осудили корыстную старуху и пытались понять, почему золотая рыбка безотказно выполняла все ее желания. Ответы на вопрос «А что бы вы сделали, если бы поймали золотую рыбку?», заданный ребятам в конце урока, Яну Витальевну немного расстроили. «Зажарил бы и съел», – сказал один мальчик. Перевоспитать школьников за полчаса все-таки невозможно. Однако несколько детей ответили, что отпустили бы рыбку без всякого выкупа, а это уже о чем-то говорит!
На уроке русского языка и литературы филолога Елены ЧАЩИНОЙ из Читинской области ученики 6-го класса повторяли материал из раздела «Лексика», пройденный ими в прошлом учебном году. Но не просто вспоминали скучные определения, а составляли метафорические загадки. Прибегнув к индуктивному методу, ребята сами вывели их признаки, а потом исправляли не очень удачные загадки, присланные читателями в редакцию воображаемого журнала. И, наконец, вместе с учителем сочинили свое загадочное двустишие про «железного великана», который поднимает грузы.
Историк Александр БЕЛЯНКИН из Владимирской области учил девятиклассников разрушать стереотипы. «Николай II: «кровавый» или святой?» – так звучала тема его урока. Ребята разделились на две группы, каждая из которых отстаивала свою позицию, черпая аргументы и доказательства в исторических документах. В конце дискуссии школьники так и не пришли к единому мнению, что неудивительно, – его нет и среди профессиональных историков. Главное, ребята пытались анализировать факты, учились логично рассуждать и не бояться неожиданных выводов. Например, такого: плохой политик может быть хорошим человеком. И наоборот.
На уроке информатики Виктора ДОБРОМЫСЛОВА, преподавателя 12-й гимназии г.Липецка, семиклассники открыли для себя новые возможности графического редактора Paint. А именно – узнали, как передать на плоскости глубину пространства, создать перспективу. С этим понятием Виктор Анатольевич познакомил школьников, обратившись к творчеству великих художников – Леонардо да Винчи, Андрея Рублева и других. Рассмотрев репродукции, ребята вместе с учителем построили на компьютере эскиз улицы в прямой перспективе.
Надо сказать, что Виктор Анатольевич поставил перед собой и учениками довольно сложную задачу, ведь на уроках геометрии семиклассникам только предстоит столкнуться с термином «перспектива». Что ж, в чем-то школьники повторяют путь знаменитых живописцев. Ведь они осмелились пересечь прямые параллельные линии еще в XV веке, за четыре столетия до появления неевклидовых геометрий. Поистине отвергнуть невозможное – это значит открыть новые перспективы для себя.
Комментарии