search
main
0

«Просто спросить у детей, что они хотят видеть…»

Директор Государственного музея кино о проектах для учащихся, советах для руководителей школьных музеев и коллективном брейншторме

Единственный в России Государственный музей кино находится в павильоне №36 на ВДНХ в Москве. Музей формировался много десятилетий и стал настоящей альма-матер для многих российских режиссеров, которые учились кинематографу, посещая музейные кинопоказы. Среди таких режиссеров Андрей Звягинцев, Борис Хлебников, Николай Хомерики. Долгое время Музей кино возглавлял выдающийся киновед Наум Клейман, но в 2005 году музей остался без помещения. Это стало одним из самых резонансных событий современной российской истории. Впоследствии работа музея была восстановлена в полном объеме. С августа 2022 года его возглавляет Лариса Вячеславовна БАЖЕНОВА. В беседе для «Учительской газеты» мы обсудили главные проекты музея и его ближайшие перспективы.

Лариса БАЖЕНОВА
Фото из архива Ларисы БАЖЕНОВОЙ

 

– Лариса Вячеславовна, какие направления работы сейчас есть в Музее кино?

– Мы стараемся применять все возможные форматы работы с посетителем: кинолектории, кинопоказы, квизы, квесты, викторины, мастер-классы по анимации и диафильму. Привлекаем для этих мероприятий не только своих сотрудников, но и приглашенных специалистов. У нас был проект «Ночь кино», когда мы показывали фильмы ночью. Сейчас есть курс лекций по рок-музыкантам в кино. Применяем мультимедийные ресурсы – активно сотрудничаем с площадкой IZI.Travel, которая, на мой взгляд, лучше, чем аудиогид. Об этом не принято говорить, но аудио­гид требует тщательного гигиенического сопровождения, а это кропотливая работа. IZI.Travel позволяет слушать или смотреть информацию о музее со своего телефона через QR-код. Еще мы используем площадку «Артефакт», разработанную Минкультуры России, которая даже позволяет вывести 3D-проекцию отдельных музейных предметов. Через «Артефакт» можно, например, полистать книги из библиотеки Сергея Эйзенштейна и увидеть его пометки.

– Есть ли в мире проекты, сопоставимые с Музеем кино?

– В мире существует немало музеев кинематографа и синематек, но в то же время их не так много в отличие от художественных галерей. Есть интересные музеи в Германии, Италии, Иране, Китае. Они хранят историю своего национального кинематографа. Наш Музей кино сейчас единственный государственный в России. Мы тоже занимаемся тем, что стараемся сохранить наследие советского и российского кино.

– У Музея кино очень непростая история развития. Какие события вы бы назвали ключевыми в его истории?

– Идея создания Музея кино возникла у режиссера и сценариста Георгия Болтянского, который еще в 1922 году поставил вопрос о том, что нужно создать такую организацию. Было даже издано постановление Наркомпроса РСФСР о создании музея, но реализовать этот проект не удалось. В 1925 году Болтянским был создан кинокабинет при Государственной академии художественных наук. Музей долго не складывался как институция, переживал разные трансформации. При этом формировалась будущая коллекция Музея кино, которую собирали разные кинематографисты вместе с Болтянским. В 1980-е годы появился Музейный отдел при Всесоюзном бюро пропаганды советского киноискусства, а в 1989-м его реорганизовали в Центральный музей кино. Днем рождения Музея кино считается 31 марта 1989 года, когда в Киноцентре на Красной Пресне был организован показ фильма Чарльза Спенсера Чаплина «Великий диктатор». Дальше Музей кино обосновался именно в этом киноцентре, где хранились его фонды, проводились кинопоказы. В тот период увидеть зарубежное кино было практически невозможно, а кинопоказы Музея кино вместе с кинолекториями и небольшими выставками становились настоящими событиями культурной жизни.

– Как складывалась судьба музея в ХХI веке?

– Государственный статус Музей кино получил только в 2001 году. Дальше начинается его сложная и многострадальная судьба. В киноцентре сменились владельцы, что стало причиной переезда музея на территорию киноконцерна «Мосфильм», где он располагался почти десять лет, начиная с 2005 года. За это мы очень благодарны генеральному директору «Мосфильма» Карену Шахназарову. Затем для размещения музея было предложено здание на ВДНХ, что было частью реконструкции ВДНХ. Не думаю, что это был самый лучший выбор, но у музея никогда не было собственного здания, поэтому на тот момент решение было оптимальным. В октябре 2017 года благодаря Ларисе Оттовне Солоницыной, которая была директором Музея кино с 2014 по 2022 год, музей кино был открыт для посетителей в 36-м павильоне ВДНХ, где он и находится на сегодняшний день. А в 2018 году в состав Музея кино вошла Библиотека киноискусства имени С.М.Эйзенштейна на Каретном Ряду. Библиотека была отремонтирована и представлена на суд посетителей 27 августа 2022 года.

– В Telegram-канале Музея кино был установлен статус «шла к музею через лес». Для того чтобы попасть в Музей кино, нужно пройти большое расстояние по ВДНХ. Влияет ли это на посещаемость музея?

– Попасть в Музей кино пешком можно двумя путями: через центральный вход ВДНХ или от станции метро «Ботанический сад» через лесопарковую зону. К Музею кино можно доехать маршрутным автобусом от станций метро «Ботанический сад» и «ВДНХ» или на бесплатном электробусе, который ходит по территории ВДНХ. Это большие расстояния, но они не являются факторами, влияющими на посещаемость. Влияет сам факт того, что мы размещаемся на территории ВДНХ. Это большая зона отдыха, где можно покататься на лодке, фуникулере, колесе обозрения, посидеть в кафе, есть много павильонов и муниципальных музеев. Есть четыре федеральных площадки: Музей кино, Музей Востока, павильон «Книги» РОСИЗО, Политехнический музей. На ВДНХ очень высокая конкуренция среди всех площадок. Муниципальные площадки могут сделать бесплатный вход на праздники. Федеральные музеи работают по билетам и не могут позволить себе таких инициатив, кроме Пушкинской карты и льготных билетов. Мы привлекаем тех, кто глубоко интересуется кинематографом, также стремимся сделать настолько интересные программы, чтобы люди шли именно к нам.

– В Музее кино открылась выставка «Александр Петров. Многослойная реальность», посвященная выдающемуся режиссеру-мультипликатору Александру Петрову. В чем ее особенность?

– У меня есть бэкграунд художественной школы, поэтому я давно влюблена в работы Александра Константиновича Петрова. Мне близки его манера рисования и его творческая философия. Для выставки он не только предоставил эскизы и работы, связанные с анимацией, но дал еще свои наброски и живопись. Сейчас Александр Петров работает над большим полнометражным фильмом «Александр Невский», и четыре работы по этой картине тоже стали частью выставки. Должна сказать, что это просто шедевры. Режиссер предоставил нам права на всю свою анимацию, и параллельно с выставкой в музее идут показы его картин. На открытие выставки Александра Петрова приходил другой гений отечественной анимации – Юрий Норштейн. Нам бы очень хотелось в будущем сделать его персональную выставку.

– Какое значение для современного искусства имеет Александр Петров?

– В 2000 году Петров получил «Оскар» в номинации «Лучший анимационный короткометражный фильм» за свою работу «Старик и море». Он уже вошел в историю, его работы нельзя назвать простой анимацией, это полноценная живопись. Я очень люблю его мультфильм «Корова», но и другие его картины абсолютно гениальны. Это просто не может не произвести впечатление. Режиссер рисует пальцами на стекле, отрисовывает фон, затем персонажа, делает съемку, а после уничтожает часть изображения и начинает отрисовывать другой кадр. И так каждый раз. К концу съемок у художника не остается практически ничего, кроме стекла. Такой подход требует от художника невероятной силы воли.

– Можете ли вы назвать устойчивые тенденции в мировом или отечественном кино?

– В отечественном кино в свое время началась погоня за Голливудом, но там другие бюджеты и совершенно другая прокатная система. Мы не можем позволить себе вложить в картину такие большие деньги, понимая, что не будет широкого международного проката. Еще хочу сказать, что советский кинематограф имел свое лицо, а в стремлении догнать Голливуд мы это лицо потеряли. За «цифрой» и спецэффектами не всегда можно увидеть игру актеров, сценарий, мысль, а ведь из этого и состоит кинематограф.

– Что из современного российского кинематографа можно отнести к большому искусству?

– С большим удовольствием пересматриваю советское кинематографическое наследие. Как зритель я очень консервативна. Из относительно недавних картин могу отметить «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина. В этих фильмах есть сценарий, актерская игра, мысль. Можно назвать и другие интересные современные фильмы, но «Чебурашку» и «Вызов» я к ним точно не отнесу.

– Какой фильм нужно посмотреть, чтобы полюбить кино?

– У каждого человека всегда есть свое кино. Я бесконечно пересматриваю «Пять вечеров» Никиты Михалкова, «Еще раз про любовь» Георгия Натансона, «Старомодную комедию» с прекрасной Алисой Фрейндлих в главной роли. Я редкий почитатель фильма «Трудно быть богом» Алексея Германа, который не все могут досмотреть до конца. Для меня стала открытием актерская работа Леонида Ярмольника, которая подчеркивала многослойность фильма, снимавшегося почти четырнадцать лет. В фильме великолепные работа художника по костюмам и операторская работа. Надо просто смотреть кино, и когда почувствуешь, что оно ложится на душу, значит, ты нашел свое кино.

– Есть ли у вас проекты по творчеству Алексея Германа?

– В ноябре мы планируем открыть выставку, посвященную Алексею Герману. 2023 год дважды юбилейный: исполнилось 85 лет со дня рождения Алексея Юрьевича Германа и 10 лет со дня премьеры фильма «Трудно быть богом» на кинофестивале в Риме. В основе выставки будут материалы из фондов Музея кино – это костюмы и предметы реквизита из фильма, переданные в дар Рушаном Насибулиным, одним из продюсеров фильма Германа «Трудно быть богом». Постараемся представить фантастический мир Арканара.

– Как вам удалось реконструировать кабинет Сергея Эйзенштейна?

– Дом на улице Потылиха, где жил Сергей Михайлович Эйзенштейн, был снесен после смерти режиссера. В доме находилась трехкомнатная квартира мастера с неординарным интерьером. Выдающийся киновед, первый директор Музея кино и лучший специалист по Эйзенштейну Наум Клейман сделал все, чтобы сохранить наследие режиссера, которое настолько уникально, что у нас возникла идея сделать мемориальный кабинет режиссера. По фотографиям, цветным эскизам и воспоминаниям мы воспроизвели его квартиру, воссоздав даже разноцветные стены, которые удивляют многих посетителей. Создание эффекта присутствия, погружение в мир мастера были главными целями при создании мемориальной экспозиции.

– Какие книги о кино помогают понять этот вид искусства?

– Изданием замечательных работ по кинематографу занимается Всероссийский государственный институт кинематографии, который выпустил книгу оператора Сергея Медынского «Километры памяти». Еще была издана прекрасная коллективная монография «Киноклубное движение в России: история и современность». Очень рекомендую книгу Ирины Гращенковой «Ромъ/Роом. Видимый и невидимый» об известном режиссере 1920-х Абраме Рооме. Есть серия «Жизнь замечательных людей» в издательстве «Молодая гвардия», где были изданы удачные биографии Василия Шукшина, Леонида Гайдая, Олега Табакова. Можно обратить внимание на «Историю отечественного кино. ХХ век» Неи Зоркой.

– Сейчас по проекту «Школа Минпросвещения России» в каждой школе должен быть музей. Какие рекомендации вы могли бы дать руководителю школьного музея?

– Идею школьного музея должны предложить дети. Ведь важно быть увлеченным и заинтересованным – это стимулирует искреннее желание заниматься экспозицией, тратить на нее силы и время. Нужно спросить у детей, какой музей они хотели бы видеть. Коллективный брейншторм также поможет определиться с формой, инструментами и наполнением. Это могут быть гибридные форматы, где сочетаются новые медиа- и артефакты. Вариантов масса. Главное – чтобы предмет исследования был интересен.

 

Михаил МОРОЗОВ, ведущий специалист Министерства образования и науки Калужской области

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте