search
main
0

Просто о сложном. Как справиться с эмоциональным напряжением, когда тебе нет 18

Все мы родом из детства, которое неразрывно связано со школой. Вспомните, какое колоссальное количество времени мы провели в родных стенах, сколько событий произошло за это время и как они были важны для каждого из нас. Хотелось бы предложить уважаемому читателю провести эксперимент: возьмите лист бумаги и запишите на нем хотя бы десять ассоциаций к слову «школа». Кабинет, парта, доска, мел, учебник, дневник, прописи, ученик, учитель – понятия довольно обобщенные, согласитесь. Но для каждого они носят глубокий личный и субъективный характер. Если это парта, то третья у окна в первом ряду, за которой сидели вы или ваш товарищ. Если учитель – то классный руководитель или педагог-предметник, с которым у вас связаны определенные воспоминания. При этом вряд ли вам в первую очередь пришла в голову мысль записать формулу вычисления линейного логарифма, верно? При помощи ассоциативной памяти мы можем вспомнить эмоции, которые мы испытывали так давно, и снова почувствовать себя детьми. Поэтому самое замечательное в наших воспоминаниях о школе – эмоциональный оттенок, который не проходит с годами.

Если размышлять откровенно, эмоции имеют разные краски, так как за период обучения в школе мы переживаем множество ситуаций – счастливых, нейтральных, тревожных. Например, иногда мы радовались заслуженной пятерке или возможности воспользоваться шпаргалкой, увлекались научными знаниями, наслаждались общением с одноклассниками. Бывали и трудные времена, сложные конфликты, когда мы искали поддержку и понимание. Но самое главное – наша школьная жизнь была эмоционально насыщена, а иногда настолько, что события казались единственно важными. Каждому из нас, помимо знаний в школе, были необходимы позитивные эмоции, крепкая дружба, понимание, поддержка и возможность быть услышанным и принятым. Иными словами, мы хотели, чтобы в школе было психологически комфортно и безопасно. Это желание никогда не утратит своей актуальности для всех участников образовательного процесса. Ведь именно в ситуации безопасности, когда базовые потребности человека удовлетворены, он может эффективно осваивать знания и развивать когнитивный компонент интеллекта. Поэтому решение данного вопроса так важно для современной системы образования, задачей которого является гармоничное личностное развитие. Продолжая наш откровенный разговор, вспомним и честно признаемся себе: случались ли с нами в школе ситуации, когда мы чувствовали себя некомфортно и не могли справиться с трудностями? И справились бы сейчас, будучи уже взрослыми, уверенными и сильными людьми? Тогда чего же нам не хватало для решения проблем? Ласковый взгляд и поддержка в виде фразы «не переживай, все наладится, это всего лишь временные трудности, которые мы преодолеем» помогают избавиться от чувства безысходности и эмоциональных мук, терзающих нас на протяжении долгого времени. Иногда эта фраза спасает жизнь. К сожалению, исходя из психологической практики, можно сделать грустный вывод о том, что, будучи готовыми к спасению детей даже в чрезвычайной ситуации, мы практически не уделяем внимания психологической безопасности, которая по важности ничуть не уступает физиологической.Сотрудничая с правоохранительными органами, мы выяснили, что жертвами групп смертников в основном становились дети с трудностями во взаимопонимании и нехваткой поддержки и принятия. При этом в данной группировке работает целый штат сотрудников, которых называют психологами, выискивающими своих жертв. Также было установлено, что некоторые подростки самостоятельно выходили на связь с кураторами, будучи не в силах справиться с, казалось бы, разрешимыми обстоятельствами. Абсурдным и ужасающим является тот факт, что «психологом» зачастую оказывался такой же несовершеннолетний ребенок, потерявший поддержку взрослых и тем самым вызвавший интерес групп смертников. Так, во время допроса один из юных кураторов несколько часов давал следователям ложную информацию. В его отношении был применен восстановительный подход в работе с несовершеннолетними правонарушителями, в основе которого лежат принципы нейтральности и внимания к жизненным обстоятельствам ребенка, иными словами – принципы психологической безопасности. Благодаря этому следователям буквально за час удалось получить максимальное количество информации для дальнейшей работы. Конечно, это ни в коей мере не оправдывает поступков ребенка, но, возможно, дает ему возможность после отбытия наказания сформировать ответственное осознанное поведение, живя в доверии и сотрудничестве с окружающими. Рассуждая о поддержке, не будем понижать ее значимость в жизни взрослых. Например, любой специалист, работающий в школе, подвергается эмоциональному выгоранию и тяжелым стрессам, которые год за годом все сложнее преодолевать из-за истощения внутренних ресурсов. Именно поэтому так важно заботиться в первую очередь о себе. Иначе обеспечить здоровое психологическое развитие учеников будет невозможно. Во многом стрессоустойчивость зависит от восприятия. Мы обладаем удивительной способностью самостоятельно окрашивать наши жизненные обстоятельства в теплые или мрачные оттенки. Каждый слышал выражение: «стакан наполовину полон или наполовину пуст». И решать, как смотреть на мир, можем только мы сами. Именно это обстоятельство определяет качество нашей жизни. Взаимопонимание и поддержка – самые эффективные способы борьбы с трудностями. Ведь, окружив себя теплом и улыбками, мы заметно повышаем нашу удовлетворенность жизнью. Вспомним, что одним из базовых компонентов образования является среда обучения. Важно учитывать, что комфортная среда состоит не только из организации внешних условий, но и формирования внутренней, психологической безопасности, которая является ведущим элементом. При этом внешние обстоятельства также сказываются на внутренней стабильности. Даже уровень комфорта и уюта в кабинете является важной частью для обеспечения образовательного процесса. Человек сам является творцом своего счастья: в независимости от финансирования школы и средств, выделенных на ремонт класса, создать уютную обстановку вместе с детьми можно за считанные часы. Совместная творческая деятельность с учениками не только помогает избавиться от стресса, но и способствует созданию взаимопонимания, обеспечивает приятный досуг. Надеемся, данная статья вдохновит уважаемых читателей провести летний отпуск в атмосфере креативности и качественных изменений жизни школы и еще раз подчеркнет необходимость создания комфортных условий, которые целиком зависят от нас самих.Юлия КУЗОВКОВА, педагог-психолог школы №305

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте