search
main
0

Просто о сложном

Фольклор и классика всегда современны

Большинство школьных предметов в российской начальной школе в той или иной степени содержат в себе элементы морально-нравственного воспитания, однако временная ограниченность школьного курса и необходимость образовательного развития младших школьников создают потребность в проведении дополнительной внеурочной деятельности. Современная российская педагогическая наука и практический опыт педагогической деятельности сформировали широкий ряд форм и методов реализации данной задачи.

Один из наиболее эффективных механизмов формирования основ нравственных ценностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности – это проведение классных часов и игровых занятий, основанных на применении воспитательного потенциала русского фольклора. Важнейшим преимуществом использования игровых методов разыгрывания сцен на базе фольклорного материала являются простота, яркость и эмоциональная наполненность сказок, басен и песен, в которые русский народ на протяжении всей истории своего развития вкладывал свои представления о добре и зле. Для того чтобы младший школьник в полной мере воспринял предлагаемую ему идею, важна образность подачи этой идеи.

Несомненным преимуществом проведения игровых занятий, в которых дети разыгрывали бы фольклорные сюжеты или исполняли народные песни, является тот факт, что ребята в рамках подобной неурочной деятельности одновременно смогут развить свой креативный потенциал и нравственные основы, усилить навыки социального взаимодействия. Кроме того, фольклорные сюжеты являются идеальным материалом для пропаганды семейных, культурных и патриотических ценностей. В них воплощены многовековые идеи уважения семьи и семейного начала, отражаются красота и нравственная глубина русской культуры, патриотические идеи, идеи любви к России. В качестве другого эффективного инструмента формирования нравственной основы у младших школьников в рамках внеурочной деятельности можно рассматривать метод проведения с ними информационных бесед. В рамках этих бесед учителю следует грамотно и тщательно подбирать материал, в котором идеи нравственности подавались бы одновременно ярко и просто. Кадры их детских художественных фильмов, детские стихи и песни, старые советские анимационные фильмы и истории из жизни великих людей могут стать источником богатого материала для проведения информационных бесед с детьми. Проводя такие беседы, учителю стоит придерживаться правила «просто о сложном». Ему следует избегать чрезмерной дидактичности и жестких наставлений, важно вовлекать детей в активный диалог, так как именно в беседе раскрываются внутренний мир ребенка, его миропонимание и мироощущение.

В контексте проведения неурочной работы с младшими школьниками также можно активно прибегать к механизму коллективного чтения воспитательных детских рассказов, написанных классиками русской литературы. К примеру, важным и доступным нравственным посылом обладает детская литература Льва Толстого. Она занимает значительное место в его творческом наследии. В коротких рассказах, сказках и баснях Толстого сосредоточен значительный педагогический материал, позволяющий в простой и доступной форме объяснить детям нормы морали и нравственности, а также развить у них любовь к чтению и литературе.

Одним из самых интересных рассказов Толстого с педагогической точки зрения является «Косточка», в котором в форме короткой сцены из жизни семьи ярко проиллюстрирована возможность нравственного воспитания ребенка, основанного не на страхе или угрозах, а на участии и любви. В этом рассказе мальчик по имени Ваня совершает проступок, съедает сливу, не сообщив об этом родителям. Но этот невинный проступок приобретает другое значение, когда на вопрос родителей о том, съел ли он сливу, Ваня отвечает ложью. Именно во лжи Вани кроется главная угроза, поскольку данное свойство человеческой личности, по мнению Толстого, было одним из наиболее вредных. Этот факт осознает и отец мальчика, знающий о том, что Ваня говорит неправду.

Однако именно в мудром и дальновидном выходе из ситуации, найденном отцом семейства, и заключается главная педагогическая ценность рассказа. Вместо того чтобы попрекать сына за ложь или наказывать его за непослушание, отец говорит, что его тревожит не то, что его ребенок съел сливу, хоть это и нехорошо, а то, что он может умереть, если он съел косточку.

То есть отец в своем воспитательном методе не оказывает давления на ребенка, а взывает к его совести с позиций любви и заботы. И этот метод работает, так как Ваня естественным для ребенка образом сознается в содеянном и как бы успокаивает отца, говоря, что он выбросил косточку. Мудрость отца также состоит и в том, что в ответ на это признание вся семья смеется, пока Ваня плачет. Тем самым семья поддерживает честность ребенка, а сам ребенок чувствует свой проступок и как бы очищается от него через невинные детские слезы.

Ознакомившись с этим рассказом в рамках вне­урочного занятия, а также проведя по итогам чтения интересную беседу с детьми, педагог сможет реализовать главную педагогическую мысль Л.Н.Толстого, которая заключается в том, что на душу ребенка надо воздействовать через любовь, через обращение к нему как к взрослому и через поддержку его лучших сторон натуры.

Обращу внимание на то, что в контексте формирования основ нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности каждый педагог и сотрудник российской системы образования может и должен формировать свои инновационные идеи проведения внеурочной работы с детьми, включающие проведение интерактивных занятий, использование информационных технологий и техник творческого развития детей и так далее. Эти идеи, на наш взгляд, также должны оформляться в виде научных статей для распространения лучшего опыта российского педагогического сообщества в деле нравственного воспитания нового поколения российских граждан.

Алла СОРОКИНА, учитель школы №902 «Диалог»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте