Учебное пособие «Основы православной культуры» создавалось группой авторов под руководством профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева.
«Я заранее рассчитывал на то, что преподавать будут люди, для которых, скорее всего, православие в новинку, а то и в диковинку, – говорит Андрей Кураев. – Мы не можем подбирать преподавателя. Но мы имеем право надеяться и даже требовать, чтобы преподаватель любил малышей и свою профессию. Таким педагогам я и хочу прийти на помощь».
В процессе работы над учебником активно шло обсуждение уже написанных глав в Интернете. Мнения были различными. Противники ставили в вину авторам полемичный задор и занимательность учебника. Отец Андрей известен как талантливый публицист и проповедник. Но он не методист, упрекали рецензенты. У него уникальный неповторимый стиль ведения бесед. Но дети-то будут слушать не проповедника Кураева, а своих учителей.
Критические замечания, а их было поначалу немало, в конце концов сошли на нет. Целостное восприятие учебника, а не отдельных глав дало совсем иную картину. И то, что поначалу воспринималось критически, стало достоинством. Появились отзывы, что учебник – это яркое явление в педагогике. Предложена принципиально новая методика. Она предполагает доверительность, искренность, способность открыто общаться и обсуждать разные вопросы. Нет лобовых оценок. Сохранен баланс увлекательной подачи материала с серьезным отношением к важным вопросам веры.
Просто, но не упрощенно книга приобщает детей к основным ценностям православия. Как признается Андрей Кураев, после жаркой дискуссии редколлегия учебника пришла к выводу исключить из него уже написанную главу о православной литургии. Сами подумайте, как маловерующий, нецерковный человек сможет рассказать детям о таинстве причастия. Надо было снять с педагогов груз разговора о том, что им совсем незнакомо или непонятно.
Важнее было наполнить основы православной культуры этическим содержанием. Все призывы, которые встречаются в текстах учебника, касаются только этических и общечеловеческих норм. Когда же речь идет об изложении православного компонента, то оно ведется уже отстраненно, то есть «Библия пишет, христиане верят…». Думается, что у учеников после уроков останется послевкусие, то есть ощущение того, что мир православия, школы, храмы – это свое, родное. Ведь все, о чем говорится в текстах, близко детям.
Так, первый урок, посвященный разговору о Боге, начинается с чтения рассказа о мальчике Ване, спасшем котенка от злой собаки. Дети должны порассуждать о поступке мальчика, о том, почему Ваня его совершил. Естественен разговор о выборе, о свободе этого выбора. Через несколько занятий четвероклассникам предлагается урок-рассуждение о добре, зле и совести. Каждый урок сопровождают иллюстрации, стихи, рассказы. Обязательно даются вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы, темы для исследовательских работ. Приводится словарь новых и церковных слов, понятий. Даются объяснения ключевых слов. Поучительны и актуальны памятки. Так, к уроку по теме «О плохих христианах» дается такое наставление: «Помни, что у разных людей могут быть разные святыни, и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыня другого человека может быть непонятна, но топтать ее нельзя». «Наверное, у учебника будет странная судьба – говорит протодиакон Андрей. – Если он будет удачным, то проживет немного. Потому что удача учебника означает, что он доказал возможность разговора об основах православной культуры в школе. Значит, не надо нас держать в этой резервации (конец четвертой четверти – начало пятого класса), а можно предложить нам большее пространство. потребуется полная переделка всего учебника».
Комментарии