Каждая педагогическая династия по-своему творческая, в этом, собственно, и заключается ее счастье. Нижегородская крестьянка Степанида Баянова грамоте обучена не была, но это не помешало ей стать матерью-основательницей целой педагогической династии. До сих пор в сельских школах, детских садах и прочих образовательных учреждениях Нижегородчины работают ее внуки и правнуки. Но, пожалуй, самая интересная ветвь династии – это Ивановы -Поповы.
Ивановы
Мария, одна из пяти детей Степаниды Ивановны, стать учительницей мечтала с детства. Окончив школу, подалась в Нижегородский (тогда – Горьковский) педагогический институт. Училась на филфаке, а мужа себе присмотрела на физмате. Молодые учителя поженились, после окончания учебы отправились на работу в родное село. Жили дружно и счастливо, родилась дочка Наташа, Мария и Виктор уже думали о том, что будет у них, как и у родителей, по меньшей мере пятеро детей. Но пришла беда – умер молодой муж, осталась Мария вдовой с ребенком, хватила лиха с избытком.
Как-то зимой шла из магазина, тянула саночки с маленькой Наташей, руки обрывала сумка, вокруг сугробы, ноги проваливаются, ветер в лицо. Навстречу – морячок, увидел слезы уставшей молодой женщины, все сразу понял и помог довезти санки, донести тяжелую сумку до дома. Они не сразу узнали друг друга – Мария и Николай, хотя до восьмого класса учились вместе. Потом Коля ушел в ремесленное, окончив его, уехал работать в Севастополь, потом служил на флоте и работал на Морском заводе. Встреча бывших одноклассников многое изменила в их судьбе: Николай приехал в Севастополь солидным женатым человеком, а Мария Ивановна Иванова в этом южном городе начала новую страницу своей педагогической биографии. Почти пятьдесят лет работает она преподавателем русского языка и литературы в 41-й севастопольской школе, несколько лет была учителем года Украины, за заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения удостоена почетного звания «Заслуженный учитель Украинской ССР».
Когда сегодня идет Мария Ивановна по улицам Севастополя, едва успевает отвечать на многочисленные приветствия бывших учеников, а среди них и ученые, и бизнесмены, и банкиры, и видные политики, депутаты, общественные деятели. И, конечно же, педагоги. Могли ли у такой мамы собственные дочки не стать педагогами? Конечно, нет. Вот только путь в педагогику у каждой был сложноватым и не прямым, хотя в результате Оля, младшая, преподает в одном из севастопольских техникумов, а старшая, Наталья, учительствует в московской школе №1099.
В педагогический Наташа поступать не стала. Другие у нее были устремления и интересы, а потому с отличием закончила приборостроительный институт, стала специалистом по компьютерам. Направили ее по распределению на работу в один из московских «почтовых ящиков». Было это чрезвычайно престижным и, кто знает, кем бы в результате стала Наталья, ведь «ящик» работал на оборонку, в которой уже тогда переходили на автоматизированную систему проектирования, а потому специалисты по компьютерной технике, информационным технологиям ценились высоко.
Но нагрянула перестройка, и перестроились прежде всего приоритеты. Почему-то в рыночные времена интеллект стал цениться менее всего и оплачиваться соответственно. К тому времени у Натальи уже появилась семья – вышла она замуж за Игоря Попова – инженера из соседнего отдела, родила дочь, молодым родителям нужно было думать о том, как выживать (и самое главное – на что!) в эти сложные времена. Наталья пошла преподавать информатику сначала в МИРЭА, а потом в МИСИ (свекровь со свекром, которые ей – как родители, с которыми отношения удивительно нежные и доверительные, такой шаг невестки одобрили, они вообще всегда стараются семью сына поддерживать, всячески помогать). Но через несколько лет Наталья перейдет в ту самую школу, где к тому времени уже работал муж Игорь и училась дочь Александра. Может быть, и не уговаривал никто, сама решила, потому что семья у них очень дружная, интересы общие, вот и захотелось на работе быть вместе. Только преподавать на первых порах Наталья не стала. Отчасти потому, что поначалу считала себя неготовой к этому трудному делу – в вузе, казалось, работа проще и легче. Поначалу работала вместе с мужем в классах информатики, помогала составлять учебные программы, планы, проводить занятия, налаживать компьютерную технику. Но все-таки учительские гены дали себя знать: теперь Наталья Викторовна преподает в 1099-й культурологию и риторику, пройдя повышение квалификации в Московском институте открытого образования. Говорят, новое дело у нее получается очень хорошо.
У Игоря Попова в роду педагогов отродясь не было. Но когда пошел в первый класс, мама шутя спросила, кем сын будет, а он серьезно пообещал – учителем. До того момента, когда он действительно стал учителем, об этом давнишнем признании никто и не вспоминал. Между тем он, закончив школу, подал документы на филфак Московского областного педагогического института имени Н.К.Крупской. Написал сочинение, сдал на «отлично» устный экзамен по литературе и вдруг узнал, что сочинение оценили на двойку. Это потом выяснилось, что на самом деле у него пятерка, что экзаменационная комиссия все перепутала, но ничего изменить уже было нельзя – Игорь забрал документы, устроился на работу и тут же был призван в армию. Демобилизовавшись, в педагогический институт больше не поступал: воспользовался льготами, стал студентом вечернего отделения МИРЭА, а потом – инженером в «почтовом ящике». Работал хорошо, всерьез складывалась кандидатская диссертация, можно было надеяться на успешную карьеру. Тем более что надежный тыл – семья – уже был создан. С женой Игорь был счастлив, подрастала маленькая дочь, смышленая не по годам.
Но диссертацию защитить не удалось. Сменился начальник отдела, и стало понятно, что он никогда не допустит, чтобы подчиненный обогнал его в науке. К тому же в «ящике» перестали платить зарплату. Конечно, Наталья приносила в дом приличные деньги, вот только к лицу ли мужчине рассчитывать на зарплату жены? Игорь не мог себе позволить подобное, а потому, написав заявление об уходе, уволился из «ящика», стал учителем физики в школе №1099, которая рядом с домом и в которую позже пришла в первый класс подросшая дочь. Перед таким кардинальным шагом в судьбе Игорь посоветовался с тещей, она все поняла, одобрила и давала очень ценные советы, понимая, как непросто начинать педагогическую работу в школе. С тещей, как считает Игорь Михайлович, ему сильно повезло – не каждый зять может сказать, что теща ему друг, единомышленник и коллега. Но, наверное, и теще с зятем повезло. Мария Ивановна гордится, что Игоря в школе любят и педагоги, и, что особенно важно, ученики. Он такой человек, что всего себя отдает ребятам, поначалу даже переживал сильно, что нет времени на то, чтобы пообщаться с ними после уроков – входил в курс дела. Это сейчас, когда он стал преподавать информатику, удается о многом побеседовать с ребятами, понять, что им интересно, что – нет. Мужчина-педагог – это должность особая, в 1099-й их всего 12, меньше, чем учительниц, поэтому каждому приходится безропотно брать на свои плечи дополнительную нагрузку. Например, Игорь Михайлович работает «со звуком» – готовит музыкальные и вокальные фонограммы к школьным праздникам, спектаклям, концертам, вечерам. Работа непростая, но очень нужная, поэтому Игорь Попов занимается ею, понимая, что настоящая педагогика – это работа не только в классе.
По удивительному совпадению 1099-я – школа с педагогическим уклоном, иными словами, есть в ней педагогические классы для тех, кто в будущем хочет стать учителем. Александра Попова такой класс и выбрала, хотя, как признается, и бабушка, и родители ее от этого шага отговаривали. Дескать, работа эта тяжела, потому что требует от человека некой жертвенности. Но как раз это-то Александру пугало меньше всего, она ведь курс практической педагогики проходила ежедневно, даже в каникулы, когда ездила на родину прабабушки в Нижегородскую область или к бабушке в Севастополь. Она уже очень хорошо понимала, что стоит за всей этой работой, а с самой по себе педагогикой знакомилась в школе, в педагогическом классе. Программа была составлена так, что будущие учителя настолько успешно овладевали методикой, что на полном серьезе могли оценивать открытые уроки собственных наставников, а те не обижались и учитывали замечания питомцев в своей работе. Наверное, только в такой школе педагогическая династия Ивановых – Поповых была обречена на успех.
После окончания школы Александра выбрала себе вуз – Московский городской педагогический университет и специальность «Учитель русского языка и литературы», решила пойти по стопам бабушки. Учится она на сплошные пятерки, может претендовать на поступление в аспирантуру, но пока не хочет. Сегодня она работает в родной школе на «продленке» по принципиальным соображениям – стремится пройти все ступеньки, начиная с первой. На пятом курсе ей предстоит годичная практика, и школа уже готовит Александре место учителя русского языка и литературы, педагоги считают, что с такой работой она справится легко. Интересно, что чем выше поднимается Александра по ступенькам педагогического мастерства, тем сложнее приходится ее семье: уж очень подготовлена – может глубоко проанализировать уроки не только родителей, но и бабушки. А может быть, педагогической семье становится и легче от такой подготовленности Александры: ведь теперь вечерами родители, обсуждающие свои уроки, могут посоветоваться с нею и получить хороший совет, а бабушка, обладающая бесценным педагогическим опытом и педагогическим кредо (главное в нем – любить детей, тогда все получится), от Александры узнает о самых современных методических разработках, ведь в МГПУ внучку всему этому обучают. О своем будущем Александра Игоревна говорит весьма определенно: «Хочу быть Сухомлинским!», имея в виду, что новое время, новые дети, новые требования к школе, наконец, модернизация образования требуют новых педагогических теорий и воплощения их в практику. Так что вполне может быть, что мы еще услышим об Ивановых – Поповых, об их делах и свершениях.
Говорят, что очень скоро у Александры появится своя семья. Династия продолжается…
Москва
Комментарии