search
main
0

Простая гениальность. Ребенок должен быть уверен в собственной исключительности

Выдающемуся английскому теоретику и историку искусства, поэту и критику, публицисту и социальному реформатору Джону Рескину суждено было как-то заметить: «Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет». Возможно, ему попросту не давала покоя фраза Артура Шопенгауэра о том, что каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя. Учитель начальных классов лицея села Долгоруково Липецкой области Татьяна САРАЕВА тоже в некотором роде философ, она знает: то, что рождается в руках ли, голове ли ее воспитанников, поистине прекрасно.

Выпускница Елецкого госуниверситета имени Ивана Бунина в 2005 году привезла из Калининграда малого пеликана – так оценили ее педагогические таланты. Это небольшая толика в сонме ее профессиональных наград, среди которых и победа в конкурсе нацпроекта, но истинным признанием своих достоинств Татьяна Петровна считает состоятельность детских душ. Ведь она закладывает в каждого ребенка величайшее богатство – уверенность в собственной исключительности.

Поначалу Сараева пробовала вести коррекционную работу с теми, кому поставлен диагноз «задержка в развитии», выравнивала возможности, подгоняла одного к другому, принятому за эталон. Потом осознала: они разные, не надо никого исправлять, надо прислушиваться к внутреннему голосу и идти за ним. Идти, придерживаясь методик, руководствуясь общепринятыми программами, но не застилая ими заветного видения, не занавешиваясь бумажками от живых любознательных глаз.

Четыре года ее пострелята бережно складывают в отдельную папочку свои произведения, формируя портфолио личных достижений. Гордятся, совершив творческий познавательный прорыв, пускай небольшой, заметный только им самим, родителям и Татьяне Петровне. Словно зарубки на деревянной панели, остаются в их сердцах воспоминания о достигнутых вершинах и о тех теплых словах поощрения, которыми одарила их усердие первая школьная учительница. Но, возможно, прав был земляк Татьяны Петровны – Михаил Пришвин, утверждая, что именно дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными?

В сегодняшнем 1-м «В» учится и дочка Сараевой Анечка. Ей пять, но она уже вполне окрепла психологически для того, чтобы впитывать жадно знания, перерабатывать их в своем персональном компьютере – хорошенькой головке с пышными бантами – и выдавать на-гора удивительные открытия, сотканные из капризно прячущейся от взрослых истины и гениальности, скрывающейся в простоте.

Лицей, где творят свои чудеса Сараева и не менее воодушевленные просветительскими мечтаниями коллеги, находится в Среднерусской возвышенности. Дарованное за ратные подвиги князю, генерал-аншефу Юрию Долгорукову село располагается на отрогах в бассейне Верхнего Дона. Бывали времена, когда съезжались блистательные гости к братьям Жемчужниковым, чтобы в их родовом имении насладиться новыми остротами рождающегося в их умах Козьмы Пруткова. Восторг от здешних красот природы подарил России изысканного графика, рафинированного эстета в области рисунка Ивана Космина.

Может быть, в созерцании родных картин природы заключается источник многих великих идей, руководящих миром, и основа так называемого патриотизма. Пейзаж есть излюбленный лик матери-отчизны. Невольно задаешься вопросом – не должна ли эта красота служить главной задачей патриота, так как она преимущественно и воспитала его? Что толку в заботах об увековечении идеи родины, если мы не стараемся увековечить ее дорогой образ? Не щедро рассеивая статуи, а глубоко чтя неотесанные камни родины, можно собрать обильную жатву людей. И нация только тогда достойна той земли и тех картин природы, которые она унаследовала, когда всеми своими поступками и всеми искусствами старается для грядущих поколений придать им больше красоты.

Дружному лицейскому коллективу, безусловно, приятно работать в столь благодатном краю, овеянном слухами о невероятных по щедрости грибных местах, волнующем тишиной и покоем. Но ощущая у себя за спиной груз многовековой истории, сдобренной традициями высокого развития интеллектуальной и производственной деятельности и расточительно раздающей свои культурные дары жителям Долгорукова, невозможно заниматься лишь милым созерцательством. Хочется и за собой, словно будоражащая умы комета, оставить яркий след. Так в лицее появился чудесный зимний сад, хозяйничают в котором не флористы и последователи Карла Линнея, а англичанка Светлана Иванова и музыкант Татьяна Савина. Окруженные плодами громадных лимонов и причудливыми цветами венесуэльского сингониума ножколистного лицеисты с удовольствием пьют чай и беседуют об удивительных свойствах окружающей среды в оранжерее, где произрастает несколько сотен видов растений.

В Пушкинском зале лицея учитель русского языка и литературы, победительница конкурса нацпроекта Наталья Кондратова проводит литературные салоны. Антураж соответственный: расписанная пушкинскими затейливыми строками стена холла, дух ностальгии по изящной словесности… Ребята с замиранием сердца ждут таких моментов, когда от меткого емкого слова рождается душевный полет.

Возглавляет лицей Геннадий Антонов, он ценит звездочек своего педколлектива, холит и лелеет их, поддерживает все замыслы. Дело это нешуточное – руководить первым в регионе, а был он открыт в 2005 году, сельским лицеем, в котором учатся 615 детей. И кто-то из них начинает свое знакомство с этим сообществом неугомонных искателей у Татьяны Сараевой.

с. Долгоруково, Липецкая область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте