Учитель начальных классов Кармановской СШ Гагаринского района Смоленской области Наталья Борисовна КУБАРЕВА свела деятельность педагога по формированию экологического сознания детей к трем задачам – доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано, помочь понять, для чего человек должен знать природные связи, научить детей правильно относиться к природе.
Конкретное воплощение теории – «зеленые уроки», на которых ребята ведут наблюдение за природными объектами. Они читают принесенную с собой литературу, делают пометки в записных книжках или выполняют рисунки. А потом пишут мини-сочинения и даже стихи:
Хороша в июне природа!
Замечательная погода!
Одуванчики желтые, белые,
Дети бегают загорелые.
Зелена и мягка трава,
Согласитесь, что я права! (Оксана Кателкина).
Детство – важнейший период человеческой жизни. Это период развития и становления личности ребенка, когда формируются основы его мировоззрения.
Дети приходят в класс из разных «миров», по-разному воспринимают школу, учителя, одноклассников. Я постоянно задаю себе вопросы: «Как я должна строить воспитание, чтобы каждый маленький человечек в моем классе чувствовал себя комфортно, был здоров, успешно обучался и подготовился к современной жизни? Как организовать процесс воспитания, адекватный возрастным особенностям младшего школьника?»
Будущее моих учеников во многом зависит от меня, от каждодневного труда, такта, душевной щедрости. Прежде всего это работа над собой: постоянное самосовершенствование, наблюдение и честный самоанализ глубинного смысла поступков. При этом добрые, гуманные отношения учителя и учащихся имеют немаловажное значение. Хороший учитель-воспитатель призван обеспечить свободу самовыражения личности. Только умение работать с детьми, педагогическое мастерство обеспечивают реальность гуманизма.
Особое место в воспитании занимает общение с природой (соответствующие уроки, прогулки, экскурсии, походы и т.д.). Человек, лишенный добрых чувств к природе, обычно не бывает добрым к окружающим. На мой взгляд, начальная школа для ребенка – это время, когда есть еще возможность исправить промахи семейного воспитания и дать каждому ученику возможность почувствовать свою востребованность, включая его в разнообразные виды деятельности и эмоционально-нравственное общение с учителем, другими детьми. Учителю нельзя быть равнодушным или раздражительным, но в то же время он не должен потворствовать капризам. Доброту необходимо сочетать с разумной и последовательной требовательностью к детям.
Все изложенные выше взгляды находят свое отражение в каждом моем занятии. Урок в жизни ребенка – это урок жизни: он учится работать, анализировать явления, вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом. Изучая этот прекрасный и сложный мир с разных сторон, ребенок утверждает свое «Я».
Проста профессия моя: в своем селе учительница я.
Уж много лет и много дней учу я здесь своих детей.
О, как сложна та простота – и как не просто это,
Из маленького крохи-сорванца вырастить большого Человека.
Комментарии