Тосненский район невелик. К примеру, по сравнению с соседним Гатчинским он почти вдвое меньше. Но здесь знают, чем удивить. Валерий МАКАРСКИЙ, председатель Комитета образования Тосненского района, кандидат экономических наук, начал нашу беседу с конкретных цифр: за последние четыре года в районе введено восемь новых объектов современной школьной инфраструктуры! В обновление вложено около 870 миллионов рублей из различных источников, причем средства муниципального бюджета составляют лишь 30 процентов. Причина столь значительных инвестиционных вложений понятна: образование в районе рассматривается как приоритетная социальная отрасль.
– Мы всю свою деятельность четко программируем, и основой ее является проектно-целевое управление, – рассказывает Валерий Моисеевич. – Метод проектно-целевого управления мы используем на протяжении последних десяти лет. До этого казалось достаточным написать некий документ, который позволит получить дополнительное финансирование на развитие образования. Но впоследствии задумались, как получать деньги из всех возможных источников, будь то инвестиционные программы, спонсорские средства, федеральный, региональный и муниципальный бюджеты. Первая наша программа развития образования носила декларативный характер: мы многого хотели, но ничего не получили. Вторая называлась «Муниципальная программа проектно-целевого управления развитием образования на 2001-2005 годы». И здесь впервые появился гриф местного совета депутатов, то есть программа была утверждена его решением. В ней мы описали не только настоящее положение дел, но и перспективы. Мало того, ко всем проектам приложили план конкретных мероприятий. Например, проект «Дошкольное образование» требовал столько-то средств, депутаты это утвердили, и программа была успешно реализована. – Валерий Моисеевич, а кто работал над программой? – Это совокупность усилий многих людей, в том числе специалистов Комитета образования и представителей административного звена. На самом деле подготовка программы – это титанические усилия, потому что нужно проанализировать, что сделано в предыдущие годы, а что нет, изучить большой объем документации. Как минимум на создание долгосрочной целевой программы уходит полтора года. В этом году заканчивается программа, разработанная до 2010 года. Вскоре будет принята новая – «Приоритетные направления развития системы образования муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2011-2015 годы». Финансовое обеспечение программы уже более миллиарда рублей, что в разы превышает предыдущее. Вообще метод проектно-целевого управления образованием посредством долгосрочных целевых программ позволяет формировать четкое системное понимание направлений развития системы образования и гибко решать проблемы по проектированию сети образовательных учреждений в соответствии с демографическими прогнозами. – Другими словами, ваши программы – это реальность, прогноз, перспектива. – Безусловно, важно знать, чего ты хочешь, и доказать необходимость этого. Когда люди видят обоснованность твоих запросов, тебя поддерживают. А если летаешь в облаках и просишь построить школу в месте, где к тому же нет детей, тогда никто не откликнется. Нужно видеть реальные вещи, стратегически планировать. Тосненский район отличается от других районов тем, что у нас есть программа стратегического развития района до 2020 года, и на основании этой программы каждая отрасль готовит свои ведомственные программы. Берем конкретный пример. Я знаю, что есть школа в городе Никольском, которая находится в предаварийном состоянии, и начинаю анализировать демографическую ситуацию и социально-экономическое развитие самой территории, а затем пишу объяснения и обоснования. Когда сформировалась идея, основанная на этих показателях, делается программа, и на эту программу мы пытаемся найти деньги в регионе. Сегодня обязательное условие ввода нового объекта в Ленинградской области – наличие проектно-сметной документации. Мы находим средства в своем бюджете и делаем документацию. А когда идет обсуждение ввода новых объектов, мы показываем свой проект и доказываем обоснованность объекта. Результатом такого подхода стали новая школа в Никольском и школьный стадион в Тосно, сданные в этом году. В прошлом году мы сдали бассейн в Тосно, где бесплатно обучаются плаванию все дети города и его окрестностей. За год научились плавать более 500 ребятишек. Но, конечно, чтобы войти в какой-либо проект и программу, нужно иметь очень четкое представление о том, какие документы нужно подготовить, к какому человеку прийти и что ему сказать. – А были проекты, которые вам не удалось осуществить? – Да, есть пока неосуществленный проект – создание в Тосно детского технопарка. Это наша коллективная идея, мы подготовили проект реконструкции старого здания, но пока не можем найти инвестора. На реализацию проекта нужно 50 миллионов рублей… Поскольку Валерий Моисеевич – человек действия, свой рассказ он иллюстрирует построенными объектами. Для них самым подходящим будет определение «мечта» – детский сад-мечта, школа-мечта, потому что это действительно уникальные сооружения. К примеру, детский сад №14 в поселке Тельмана построен по инвестиционному проекту под ключ. По словам Валерия Моисеевича, это первое за время его работы в системе образования, а он в ней без малого тридцать лет, образовательное учреждение, где при открытии нужно было просто перерезать ленточку. Проект детского сада включал в себя бассейн с современной системой очистки воды, территорию с обустроенной площадкой, просторный музыкальный зал, удобный пищеблок и отличался качеством строительных работ. Детский сад рассчитан на 40 детей, а стоимость строительства порядка 60 миллионов рублей. А в следующем году в Тосно начнется строительство детского сада на 280 мест, причем от нормативов качества строительных работ мы не отойдем ни на йоту. Следующий объект – школа №3 в Никольском. Общая площадь школы 9 тысяч квадратных метров, рассчитана она на 500 детей. Общая стоимость проекта 279 миллионов рублей. Как рассказывает Валерий Моисеевич, школа построена за год, и она мечта многих поколений никольчан. До новостройки она размещалась в двух зданиях середины прошлого века, где с 1952 года не было капитального ремонта. Сегодня это холлы, классы с огромными лаборантскими, медицинский блок, блок начальной школы с отдельным входом, голландский линолеум с «классиками», противопожарные двери, гигантский спортзал с душевыми и… уютные туалеты. Макарский, кстати сказать, убежден, что состояние туалетов – это показатель отношения к человеку. Далее в блиц-объезде – специализированная детская юношеская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе дзюдо в Тосно, построенная четыре года назад, чья история начиналась с маленького заброшенного здания бывшей почты. Сегодня это большой и маленький спортивные залы, а в перспективе в соседней пристройке – большая гостиница и кафе. Школьный стадион тосненской гимназии №2, сданный в этом году, единственный в области. Уникальное тартановое покрытие здесь занимает около тысячи квадратных метров. Стоимость проекта 15 миллионов рублей. Есть площадки для игры в волейбол, баскетбол, футбол и беговая дорожка. Что примечательно, на школьном стадионе проводят время взрослые и дети со всех окрестных домов. Еще одно воплощение мечты в реальность – Радофинниковская сельская школа, рассчитанная на 50 детей и сданная в 2007 году. Школа, которая полностью работает на электричестве и где экономия энергоресурсов невероятная. Отопление, освещение, перекачка стоков осуществляются специальными электрическими машинами. Этот уникальный проект в 2008 году был признан лучшим проектом сельской школы России. В чем преимущества проекта? Например, каждый учитель в своем кабинете может установить необходимую температуру. Когда ранней весной многие школы не могут отключиться от системы теплоснабжения и в связи с этим расходуют лишние энергоресурсы, Радофинниковская отключается в любой момент нажатием одной кнопки по велению директора. Говоря о достижениях, Валерий Моисеевич дополняет: – Разумеется, все наши успехи были бы невозможны, если бы не мощная поддержка со стороны руководства района. Это проникновенное и доброе отношение к системе образования в первую очередь главы муниципального образования Тосненский район Сергея Баранова и главы администрации района Владимира Дернова. Такое взаимопонимание просто находка. Это взгляд в одном направлении и одинаковое видение проблем. К слову, эта команда, которая продолжает работать слаженно и добросовестно, была создана еще Иваном Хабаровым, ныне председателем Законодательного собрания Ленобласти. – Валерий Моисеевич, а на что вы обращаете внимание в первую очередь при создании команды? – В должности руководителя системы образования района я уже 14 лет, и за это время у нас создан стабильный коллектив творческих людей. Но при выборе основными критериями я считаю образование и управленческий опыт. Я сам работал учителем и семь лет директором школы и знаю, что без теории нет практики, но без практики нет эффективной работы.Статфакт В Тосненском районе 29 общеобразовательных школ, 2 школы-интерната, 2 вечерние школы, 2 детских дома, 9 учреждений дополнительного образования и 26 детских садов. Кстати За счет средств муниципального бюджета в образовательных учреждениях района в 2007-2010 годах выполнены ремонтные работы на общую сумму 67,8 миллиона рублей.Комментарий Сергей ТАРАСОВ, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области: – Среди особенностей системы образования Ленинградской области я бы назвал следующие: связь с социально-экономическими процессами, функционирование в режиме постоянного развития, инвестирования в человеческий капитал, поддержка инновационных процессов в социально-гуманитарной сфере. Образование рассматривается сегодня как важнейший стратегический ресурс развития региона и как следствие повышения качества жизни населения. Именно эта идеология стала системообразующей в региональной целевой программе «Приоритетные направления развития системы образования Ленинградской области на 2010 год» и в проекте новой программы, рассчитанной на 2011-2015 годы. При всех специфических особенностях – территориальных, социально-культурных и экономических – общими чертами для районных образовательных систем стали открытость, гибкость и готовность к развитию. Не исключение здесь и Тосненский район, в котором всегда с большим вниманием и деловой хваткой относились ко всему новому. Тосненский район, Ленинградская область
Комментарии