search
main
0

«Прошу не беспокоить – я читаю!»

Если такое объявление вам покажется фантастическим, то зря. Для участников проекта «Успешное чтение» подобная просьба совершенно естественна. А их, участников, уже порядка 20 тысяч человек, и прочитано ими более 100 тысяч книг на русском и других языках.

Общероссийской образовательной программе «Успешное чтение», инициаторами которой стали Фонд поддержки образования, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, уже несколько лет. Основная ее цель – создание в образовательных учреждениях условий для развития культуры школьников.

Среди подпрограмм «Успешного чтения» особое место занимает проект «Приз детской признательности за открытие Планеты книг». В Петербурге он реализуется уже пять лет, и за это время его участниками стали учителя и школьники не только из России, но из Австрии, Румынии, Финляндии, Норвегии, Германии, Бельгии. Номинировать человека, приобщившего к миру чтения, на приз «Размышление о Маленьком принце» ребята могут как классом, так и всей школой. В этом году призерами стали: писатель Александр Житинский, директор издательства «Самокат» Ирина Балахонова, директор лицея №590 Алексей Каменский, учитель истории и обществознания школы №529 Елена Пономарева и заведующая библиотекой школы №18 Надежда Гердис.

У проекта «Успешное чтение» успешный опыт вовлечения детей в круг читателей. Каким образом это получается? По словам Алексея Каменского, секрет успешного чтения заключается в том, чтобы предложить детям тот круг чтения, который для них оказывается интересным и актуальным. Второй способ приобщить к увлекательному процессу чтения – это попытаться рассмотреть детей как равных среди тех, кто способен оценить, что хорошо, что плохо.

– Книга не спускается как аксиома, детей приглашают к диалогу, их мнение учитывают. Успешное чтение ничем не отличается от успешного изучения химии, физики, биологии, главное, получать удовольствие от чтения. Если педагог и дети получают его, то чтение продуктивно. А технологии проведения хорошего урока у каждого учителя свои, главное, чтобы это не сводилось просто к уроку литературы.

По мнению Александра Житинского, успешное чтение – это чтение того, что нужно, теми, кто должен прочитать.

– Очень важно, чтобы к человеку книга попала в тот момент, когда он должен ее прочесть. И все здесь зависит от организаторов. Какие книги они отберут, чтобы пустить в детскую массу, как сопроводят книги? Конечно, кто-то может назвать это манипуляцией детским сознанием, но как еще воспитывать, если не давать детям те книги, которые кажутся вам хорошими?

– Конечно, от нас зависит, как вести диалог с детьми и будет ли он на равных, – уверена Елена Пономарева. – Мне еще в детстве казалось, что школьная литературная программа отобрана не так, как бы хотелось. Хотелось читать что-то необязательное, что на уроках не обсуждают. Я на уроках истории стараюсь использовать те произведения, которые отражают исторический процесс и считаю, что это важно. Между мной и детьми возникает диалог. Кстати, уже много лет мои пятиклассники читают летом роман Вальтера Скотта «Айвенго». И я открыла для себя, что после его прочтения проблемы европейского Средневековья становятся более понятны. У детей появляются персонажи, которых они воспринимают как знакомых, и тогда появляется почва для обсуждения, размышления. Возникает диалог вокруг книги взрослых и детей.

P.S.

Права читателя, сформулированные известным французским детским писателем Даниелем Пеннаком.

Не читать.

Перескакивать и пропускать скучные места.

Перечитывать одну и ту же книгу.

Молчать о прочитанном.

Делиться своими мыслями и впечатлениями.

ГЛАВНОЕ – ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЧТЕНИЯ!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте