Не держите птичек в клетках
Уже в середине XVII века на Украине ученики во время каникул, объединившись в небольшие творческие группы, ходили по городам и весям с пением, постановкой комедий и трагедий. За что получали от благодарного населения деньги и продукты. В 60-е годы XVIII века в Москве создаются первые детские общества и дома, где организуются различные культурные мероприятия, осуществляется подготовка в сфере искусства, прикладного творчества.
Родоначальником собственно дополнительного образования можно считать созданный в середине XIX века в одном из южных городов России “Клуб юных орнитологов”. Его члены под руководством университетского профессора серьезно изучали жизнь и повадки пернатых. В уставе содержался трогательный пункт – ребята, поступавшие в клуб, обязывались “никогда не держать птичек в клетках”. А на членские взносы они выкупали у торговцев птиц и выпускали их на волю.
Важность создания устойчивых детских клубов, профильных объединений особенно остро осознается на рубеже XIX-XX веков. В 1893 году в городском парке Севастополя был устроен клуб-сад для гимнастики и развлечений детей. А три года спустя в Томске появились общество учащейся молодежи и летние площадки для малышей. Здесь два раза в неделю педагоги занимались с детьми в кружках шитья, вязания, песни, ставили спектакли. Каждый раз собиралось свыше двухсот человек.
В начале XX века различные объединения, сочетающие в себе физическое воспитание, ручной труд, образовательные экскурсии, отдых детей, открываются во многих городах. Назывались они “Детский клуб” или “Детский городок”. Их посещали сотни ребят. Наиболее ярким явлением в сфере дополнительного образования того времени был своего рода внешкольный комплекс, открывшийся в 1903 году в Мраморном дворце Санкт-Петербурга. Взрослые старались пробудить в городских детях “интерес и любовь к природе, уважение к сельскохозяйственному труду, потребность в овладении техническими знаниями”. Занятия проводились по воскресеньям, а обширная программа была рассчитана на пять лет. Она включала как различные экскурсии, так и деятельность кружков преимущественно прикладного характера. Отметим, что с шестью тысячами детей в Мраморном дворце работали 500 добровольных помощников – педагогов, студентов, просто взрослых, любящих возиться с ребятней.
Несомненно, поучителен и опыт “Сетлемента” – культурного центра, созданного С.Т.Шацким в 1905 году в Москве. В его основе лежала идея “детского царства”, где каждый воспитанник (а их была не одна сотня) получал возможность для всестороннего развития. Действовали различные клубы: столярный, астрономический, биологический, театральный. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила взаимоотношений, которым строго следовали и руководители.
В 20-е годы основной формой внешкольных объединений стали клубы по интересам, детские площадки, летние колонии. В клубах организовывались различные профильные кружки. В каждом был педагог-инструктор. Записываться разрешалось в любой кружок (или в несколько), оставаться в нем дети могли столько, сколько им хотелось. Неотъемлемой частью клубной работы являлось участие детей в массовых мероприятиях. Все строилось на самоуправлении. Такие клубы работали ежедневно с 16 до 22 часов. Финансировались они как на бюджетной, так и хозрасчетной основе.
С начала 30-х годов стало осуществляться кардинальное расширение деятельности внешкольных детских учреждений. Во многих городах создаются первые Дворцы пионеров и школьников. Особенно впечатляли Дворцы детей в Ленинграде (свыше трехсот залов и комнат) и в Москве в особняке в переулке Стопани, где в прилегающем парке соорудили эстраду на 800 мест, оранжерею, физкультурную площадку. В последующее время система дополнительного образования росла вширь, дифференцировалась и специализировалась. Работали комплексные типы внешкольных учреждений (Дворцы пионеров, парки) и специализированные (станции юных техников, туристов и натуралистов, музыкальные, художественные, хореографические школы, детские библиотеки, кинотеатры, стадионы и спортивные школы, железные дороги, даже порты и пароходства). В 80-е годы – своего рода “золотой век” дополнительного образования – насчитывалось 112314 подобных учреждений. В них реализовывалось свыше 200 программ для профильных кружков. Как правило, подобными объединениями руководили настоящие энтузиасты-бессребреники. Симптоматично, что в среднем 80-90 процентов участников таких кружков затем выбирали соответствующий профиль обучения и профессию.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,
доктор педагогических наук
Комментарии